По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.24–002.5-073-085.281+615.036

К сравнительной оценке минеральной плотности костной ткани по данным ККТ-, DХА-, DTX-200-денситометрий и рентгенографии костного скелета у мужчин основных профессий алюминиевого производства

Разумов Владимир Валентинович д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой профпатологии Новокузнецкого ГИУВ, E-mail: razumov2@rambler.ru
Маклакова Татьяна Петровна д-р мед. наук, профессор кафедры эндокринологии Новокузнецкого ГИУВ, E-mail: razumov2@rambler.ru

Представлена сравнительная оценка минеральной плотности костной ткани мужчин, занятых в алюминиевом производстве, по данным ККТ-, DХА-, DTX-200-денситометрий и рентгенографии костного скелета. Показано, что оценки состояния МПКТ поясничных позвонков по ККТи DХА-денситометрий по Т-критерию c минимальным временным интервалом (до года) практически несопоставимы: ККТ-обследование определяло в 89 % случаев остеопеническое в целом состояние позвонков, тогда как DХА-обследование в 78 % случаев оценивало их как нормальное или остеосклеротическое. Только в одном случае из 9 была однозначная оценка состояния МПКТ как остеопорозного. Состояние МПКТ позвонков при сопоставлении значений по Z-критериям ККТ- и DXA-денситометрий было более содружественным — 3 случая из 7. При этом причина расхождений в оценке МПКТ аксиального скелета по данным двух методик — DXA- и ККТ-денситометрий остается неясной. Возможно, что каждая из методик по-своему «реагирует» на минеральный и органический компоненты кости. Данные ни DTX-200-, ни Rg-обследований не могут быть «арбитром» в оценке истинности значений, поскольку изучают состояние других отделов скелета.

Литература:

1. Ершова О. Б. Комментарии к практическому использованию российских клинических рекомендаций по остеопорозу // Остеопороз и остеопатии. — 2010. — № 1. — С. 34–46.

2. Мазуренко С. О., Шишкин А. Н., Енькин А. А., Старосельский К. Г., Константинов Ю. В., Тимоховская Г. Ю., Карпенко П. Ф., Данилова В. А., Конюхов Е. А., Байдак И. А. Результаты многолетнего изучения показателей минеральной плотности костей у больных с терминальной стадией хронической болезни почек // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11. Медицина. — 2006. — № 4. — С. 17–30.

Представления о характере изменения костной ткани при хронической фтористой интоксикации (ХФИ) остаются дискутабельными.

Трактовка остеопороза как одного из кардинального состояния при ХФИ, восходящая к самым истокам ее изучения, в последующем была подкреплена работами А. П. Авцына и А. А. Жаворонкова по экспериментальной ХФИ, информацией об остеопатическом действии фторсодержащих медикаментов и даже лечебных доз фторидов, а также результатами костных биопсий у мужчин, занятых в производстве алюминия. Остеопороз как форма проявления ХФИ включался в перечень профессиональных заболеваний приказа от 14.03.1996 № 90.

Однако большинство центров профпатологии придерживается представлений только об остеосклеротической сущности ХФИ, проявляющейся преимущественно в трубчатых костях, не рассматривая остеопороз в костях таза и уж тем более в аксиальном скелете. При ультразвуковой диагностике костной ткани в исследованиях ФБУН «Екатеринбургский МНЦ ПОЗРПП» случаев убыли костной ткани у работников алюминиевого производства не было выявлено. ХФИ как причина остеопении и остеопороза ни в одном из руководств по терапии и эндокринологии фактором риска их развития не рассматривается. Публикаций, на основании данных современных методов обследования опровергающих представления об остеопении и остеопорозе как одной из кардинальной составляющей ХФИ, мы не встретили.

Целью исследования было сравнительное изучение минеральной плотности костной ткани (МПКТ) грудных и поясничных позвонков, трубчатых костей конечностей современными и рутинными методами исследования у мужчин, занятых на основных профессиях по выплавке алюминия.

Материалами для исследования явились данные, полученные при консультативном приеме мужчин Новокузнецкого алюминиевого завода в возрасте не старше 60 лет из их медицинских карт амбулаторного больного общей сети, данных периодических медицинских осмотров, копий трудовых книжек, аттестаций рабочих мест, выписок обследований в Новокузнецком городском центре профпатологии или в клинике Новокузнецкого НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН (НИИ КПГПЗ СО РАМН), оригиналов данных инструментальных методов количественного определения МПКТ — количественной компьютерной томографии Тh12-L2 (ККТ-денситометрия; Siemens Somatom Sensation 40-срезовый; Германия, 2006 г.); двухэнергетической рентгеновской костной абсорбциометрии (DXA-денситометрия; серия Discovery, модель W (S/N86961), CШA, Hologic, 2012 г.); моноэнергетической рентгеновской абсорбциометрии на ОSTEOMETER DTX-200 (США, 2002 г.; DТХ-200-денситометрия); Rg-графии костей предплечий и голеней с алюминиевым (АL) клином-эталоном с фотоденситометрическим преобразованием показателей плотностей середины диафиза лучевой кости (СДЛК), дистального метафиза лучевой кости (ДМЛК) и проксимального метафиза большеберцовой кости (ПМББК) в высоту ступеньки этого клина.

Для Цитирования:
Разумов Владимир Валентинович, Маклакова Татьяна Петровна, К сравнительной оценке минеральной плотности костной ткани по данным ККТ-, DХА-, DTX-200-денситометрий и рентгенографии костного скелета у мужчин основных профессий алюминиевого производства. Санитарный врач. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: