Статья поступила 22.04.2022.
* См.: Розин В.М. Сущность искусства: культурно-психологический дискурс // Вопросы культурологии. — 2022. — № 3. — С. 198–210.
Эти размышления инициированы прочтением статьи В.М. Розина «Культурно-психологическая концепция искусства (продолжая и преодолевая М. Бахтина и Л. Выготского)» [4].
Вот что Розин пишет в аннотации: «В статье намечается и разрабатывается культурно-психологическая концепция искусства. При этом автор отталкивается от концепций и понимания искусства М. Бахтина и Л. Выготского, которые он анализировал в других своих работах. Для лучшего понимания тезисов рассматриваются и анализируются три кейса — роман израильского писателя Меира Шалева “Вышли из леса две медведицы”, стихотворение Марины Цветаевой и процесс открытия маленьким ребенком художественного изображения. Автор обсуждает несколько вопросов: проблемы, которые могли волновать Шалева и его читателей, некоторые особенности творчества автора, позволившие создать художественную реальность этого произведения, особенности художественной реальности, психический механизм, порождающий сильные эмоции читателей. Анализируются приемы и выразительные средства, которые использует Шалев в ходе создания своего романа. Обсуждаются факторы (семиотические, личностные, культурные), обусловливающие самостоятельное существование художественной реальности, а также натуральность и реалистичность ее событий. Более реальные и натуральные эти события потому, что Шалев открывает для читателя путь к событиям художественной реальности, позволяет увидеть целое, акцентирует наиболее важное. Большую роль играет и гений Шалева как рассказчика, его замечательный язык. Делается вывод, что необходимые условия создания художественной реальности и проживания ее событий — семиозис искусства и особая форма жизни человека в искусстве (досуг по Аристотелю, “неутилитарная форма жизни” по автору)» [4, с. 94].
Что можно извлечь из названия статьи и аннотации к ней для предположений о том, что хочет сделать Розин?