По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.12 DOI:10.33920/nik-01-2207-01

К социокультурной методологии искусства

Беляев Вадим Алексеевич независимый исследователь, Россия, 142004, Московская обл., г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 38, кв. 194, E-mail: Vbelyaev@Yandex.ru

В этой статье автор предлагает свой подход к анализу искусства и рефлексии о нем (называя этот подход «социокультурной методологией»). Автор задает принципы рассмотрения феноменов искусства с точки зрения социокультурной методологии. В качестве конкретной точки отталкивания используется «культурно-психологическая» концепция искусства В.М. Розина*. Автор, проводя критический анализ этой концепции, показывает, каким образом можно универсализировать современное, «постмодернистское» представление об искусстве, выводя позицию художника и создаваемые им произведения за пределы культуросообразности. Автор акцентирует необходимость рассматривать современное глобально-интеркультурное коммуникативное пространство как результат определенных социокультурных процессов со своими позитивными и негативными перспективами. Противоречия этого пространства будут выражаться в соответствующих произведениях искусства, их отношении друг к другу и рефлексии обо всем этом.

Литература:

1. Беляев В.А. Континентальная философия: Через критику книги Д. Уэста «Континентальная философия. Введение». — М.: URSS, 2021. — 416 с.

2. Беляев В.А. Методологический дискурс о модерне: Через критику книги Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне». — М.: URSS, 2022. — 367 с.

3. Беляев В.А. Методология как социокультурный феномен: Методология в широком смысле. Социокультурная методология. Методология ММК в зеркале социокультурной методологии. — М.: URSS, 2022. — 406 с.

4. Розин В.М. Культурно-психологическая концепция искусства (продолжая и преодолевая М. Бахтина и Л. Выготского) // Психология и психотехника. — 2022. — № 1. — С. 94–104. — DOI: 10.7256/2454-0722.2022.1.36971. — URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=36971.

1. Belyaev V.A. Continental Philosophy: Through Criticism of D. West's book “Continental Philosophy. Introduction”. — Moscow: URSS, 2021. — 416 p.

2. Belyaev V.A. Methodological discourse on modernity: Through criticism of the book by Y. Habermas “Philosophical discourse on Modernity”. — M.: URSS, 2022. — 367 p.

3. Belyaev V.A. Methodology as a socio-cultural phenomenon: Methodology in a broad sense. Sociocultural methodology. MMK methodology in the mirror of socio-cultural methodology. — M.: URSS, 2022. — 406 p.

4. Rozin V.M. Cultural and psychological concept of art (continuing and overcoming M. Bakhtin and L. Vygotsky) // Psychology and Psychotechnics. — 2022. — No. 1. — Р. 94–104. — DOI: 10.7256/2454-0722.2022.1.36971. — URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36971.

Статья поступила 22.04.2022.

* См.: Розин В.М. Сущность искусства: культурно-психологический дискурс // Вопросы культурологии. — 2022. — № 3. — С. 198–210.

Эти размышления инициированы прочтением статьи В.М. Розина «Культурно-психологическая концепция искусства (продолжая и преодолевая М. Бахтина и Л. Выготского)» [4].

Вот что Розин пишет в аннотации: «В статье намечается и разрабатывается культурно-психологическая концепция искусства. При этом автор отталкивается от концепций и понимания искусства М. Бахтина и Л. Выготского, которые он анализировал в других своих работах. Для лучшего понимания тезисов рассматриваются и анализируются три кейса — роман израильского писателя Меира Шалева “Вышли из леса две медведицы”, стихотворение Марины Цветаевой и процесс открытия маленьким ребенком художественного изображения. Автор обсуждает несколько вопросов: проблемы, которые могли волновать Шалева и его читателей, некоторые особенности творчества автора, позволившие создать художественную реальность этого произведения, особенности художественной реальности, психический механизм, порождающий сильные эмоции читателей. Анализируются приемы и выразительные средства, которые использует Шалев в ходе создания своего романа. Обсуждаются факторы (семиотические, личностные, культурные), обусловливающие самостоятельное существование художественной реальности, а также натуральность и реалистичность ее событий. Более реальные и натуральные эти события потому, что Шалев открывает для читателя путь к событиям художественной реальности, позволяет увидеть целое, акцентирует наиболее важное. Большую роль играет и гений Шалева как рассказчика, его замечательный язык. Делается вывод, что необходимые условия создания художественной реальности и проживания ее событий — семиозис искусства и особая форма жизни человека в искусстве (досуг по Аристотелю, “неутилитарная форма жизни” по автору)» [4, с. 94].

Что можно извлечь из названия статьи и аннотации к ней для предположений о том, что хочет сделать Розин?

Для Цитирования:
Беляев Вадим Алексеевич, К социокультурной методологии искусства. Вопросы культурологии. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: