Статья поступила 10.12.2020
Активное распространение новых религиозных организаций (далее — НРО), пришедших «в гости» на постсоветское пространство в 1990-х гг. и к тому же часто инициированных и поддерживаемых из-за рубежа, выдвинуло ряд сложных задач для нашего научного сообщества. Необходимо было исследовать конфессиональную идентификацию и самоидентификацию «пришельцев», разработать методологию и методы подхода к НРО, а также осуществить их классификацию. В состав категории НРО исследователи включают так называемые «новые религии» и «новые религиозные движения», а также принимают таковые в качестве возникшего особого феномена в нашей духовной культуре.
Проблематика изучения этого феномена разделила сообщество исследователей на несколько разных направлений. Первое направление придерживается откровенно предвзятой и ангажированной позиции, как правило, опираясь на ортодоксально-богословские парадигмы и аргументы. С такой позиции «новые религии» стали рассматриваться (и поныне рассматриваются) как опасные «тоталитарные секты», навязывающие нашим традициям и духовной культуре асоциальные и деструктивные установки. В таком видении все НРО демонизируются и неспособны стать предметом объективного научного анализа.
Второе направление условно можно назвать правозащитным. Основной акцент оно переключает с объективных религиоведческих изысканий на субъективные (а то и эксклюзивные) задания по защите прав и интересов приверженцев тех или иных НРО. Такая ангажированность этого направления исследователей провоцирует проявления предвзятости и уводит в сторону от действительно объективного научного анализа НРО.
Третье направление исследователей уже изначально стремилось избежать крайности вышеназванных направлений, то есть ошибочности и поверхностности тех суждений, оценок и определений, которыми они зачастую наделяют новые религиозные организации. В лоне третьего направления формируется и постепенно находит креативное применение действительно объективный, комплексно-научный подход к анализу религии — наиболее сложной сферы духовной культуры — и такого культурного феномена, как НРО. К изучению этой сферы привлечены основные отрасли гуманитарного знания — культурология, философия, религиоведение, психология, социология и политология. Столь солидно оснащенное, именно это направление исследований позволяет попутно также выявить основные факторы появления, распространения, адаптации и эволюции НРО — «новых религий» и «новых религиозных движений».