Повышение безопасности движения поездов, организованное локомотивами дизельной и электрической тяги в условиях эксплуатации на участках железных дорог, различных по степени трудности и сложности, является актуальной задачей железнодорожной отрасли Узбекистана.
В настоящее время, около 54% всех секций локомотивного парка АО «Ўзбекистон темир йўллари» приходится на магистральные (поездные) грузовые локомотивы дизельной тяги, приблизительно 30% секций которых составляют магистральные грузовые тепловозы серии UzТЕ16М в различном секционном исполнении [1]. Отличительной конструктивной особенностью таких тепловозов являются: новая силовая энергетическая установка — дизель-генератор 1А-9ДГ с дизелем 1А-5Д49, унифицированная система тепловозной автоматики — микропроцессорная система регулирования мощности дизель-генератора УСТА-75-02 и комплексное локомотивное устройство безопасности — система КЛУБ-У с унифицированным пультом управления УПУ.
Кроме того, повышение эксплуатационной надежности различных деталей, узлов, систем и агрегатов локомотивов и содержание их в технически исправном состоянии позволит уменьшить возникновение нестандартных ситуаций в пути следования подвижного состава.
Сказанное выше можно будет реализовать только за счет совершенствования систем технического обслуживания с учетом проведения диагностических мероприятий, необходимых для более объективного, четкого и достоверного контроля технического состояния и ремонта деталей, узлов, систем и агрегатов тягового подвижного состава [2]. Это также напрямую относится к аппаратуре автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройствам контроля бдительности машиниста (УКБМ) тепловозов (электровозов), главными составляющими которых являются дешифраторы и усилители.
Основное предназначение дешифраторов состоит в следующем [3]:
— прием и обработка сигналов автоматической локомотивной сигнализации по непрерывным каналам рельсовой цепи (АЛСН);
— включение огней на локомотивном светофоре ЛС (МСС) в соответствии с принимаемым кодом автоматической локомотивной сигнализации;