По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.28

К проблеме унификации индикаторов научной деятельности вуза с международными стандартами THE, QS, ARWU

Фурсов Валентин Владимирович кандидат философских наук, магистр права, доцент кафедры общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году» Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1, e-mail: vfursov@mail.ru

Концепция модернизации высшего профессионального образования ставит одним из приоритетных направлений выход российских вузов на передовые позиции в международных рейтингах. Выполнение этого невозможно без эффективного мониторинга научной деятельности на основе системы индикаторов, унифицированных с международными стандартами. Управление этим процессом определяется особенностями международных систем оценки рейтинга вузов: THE, QS, ARWU, в которых доминирующим фактором является уровень научной деятельности вуза.

Литература:

1. Ананишнев В.М., Ткаченко А.В., Фурсов В.В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов // Системная психология и социология. — 2016. — Т. 19. — № 3.

2. Ананишнев В.М., Фурсов В.В. Международные критерии и показатели эффективности деятельности образовательных учреждений // В сб.: Перспективы развития системы столичного образования. Сборник научных трудов. — 2016.

3. Всемирный рейтинг университетов мира (QS). Портал [Электронный ресурс]. — URL: https://www.topuniversities.com/ (дата обращения: 19.02.2017).

4. Дорожные карты. Портал [Электронный ресурс]. — URL: http://government. ru/roadmaps/ (дата обращения: 19.02.2017).

5. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/Концепция%20развития%20 образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г.pdf (дата обращения: 19.02.2017).

6. Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/department/268/events/ (дата обращения: 19.02.2017).

7. Фурсов В.В. Гражданское общество как заказчик образовательных услуг // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2010. — № 11.

8. Фурсов В.В. Моделирование и прогнозирование социальных процессов в образовании // Ученый совет. — 2014. — № 2.

9. Фурсов В.В. Мониторинг и социальное моделирование в системе подготовки педагогических кадров // В сб.: Подготовка педагогических кадров в системе столичного образования: Материалы городской научно-практической конференции. — М., 2010.

10. Фурсов В.В. Образование как когнитивная система. Синергетический подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2015. — № 10 (100).

11. Фурсов В.В. Общественность о московском образовании. Контент-анализ мнений родителей, старшеклассников и директоров школ // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — № 1.

12. Фурсов В.В. Педагогика третьего тысячелетия требует новой парадигмы // Философия образования. — 2016. — № 4 (67).

13. Фурсов В.В. Философско-методологические основания мониторинга образования: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. — М., 2013. — 150 c.

14. Academic Ranking of World Universities [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.arwu.org/ (дата обращения: 19.02.2017).

15. Times Higher Education. Портал [Электронный ресурс]. — URL: https://www. timeshighereducation.com (дата обращения: 19.02.2017).

Интернационализация высшего образования в рамках растущей глобализации экономики обусловила появление всемирных рейтингов университетов и необходимость сравнения учебных заведений различных стран по целому ряду параметров, которым ранее в России не придавалось большого значения и объективная потребность в которых не ощущалась. В соответствии с Концепцией модернизации высшего профессионального образования и планами его развития одним из приоритетных направлений является выход российских вузов на передовые позиции в международных рейтингах [5]. Это важная составляющая престижа любой страны. А для России, которая еще не так давно была мировым лидером в области образования, эта тема актуальна особенно.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования» и постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» был разработан проект, нацеленный на обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов одного из трех глобальных рейтингов — Рейтинга университетов мира «Таймс» (THE), Всемирного рейтинга университетов мира (QS) и Академического рейтинга университетов мира (ARWU).

В апреле 2013 года Правительством РФ был создан Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ из шести российских и шести иностранных представителей. Был объявлен конкурс среди вузов на получение государственных субсидий на реализацию мероприятий, которые будут способствовать их продвижению в трех глобальных рейтингах [6].

Рейтинг университетов мира «Таймс» (THE) был создан в 2004 году. В методике THE World University Rankings вычисление рейтинга ведется по 13 параметрам (индикаторам), каждый из которых имеет свой вес (процент от общего балла). Индикаторы сгруппированы в пять категорий: «Обучение и среда обучения», «Исследовательская репутация», «Цитирование работ университета» (по базе Web of Science компании Thomson Reuters), «Доход от инновационной производственной деятельности» и «Международный имидж» (это доля иностранных студентов и доля иностранных преподавателей и исследователей). От вузов ежегодно собирают соответствующую статистику, и их научно-образовательную деятельность оценивают эксперты из различных стран (например, при подготовке выпуска рейтинга 2013 года было опрошено около 16 тыс. экспертов). Составляются общий список 400 лучших университетов мира и списки лучших вузов по отдельным предметам и по областям знаний [15].

Для Цитирования:
Фурсов Валентин Владимирович, К проблеме унификации индикаторов научной деятельности вуза с международными стандартами THE, QS, ARWU. Ученый совет. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: