В настоящее время глобальной проблемой современных российских предприятий строительного комплекса является сохранение конкурентоспособности и поддержание активности в условиях неопределенности и перманентных экономических кризисов, давно уже покинувших пределы научно прогнозируемой периодичности. Авторы настоящего исследования провели анализ организации капитального строительства в сфере государственного заказчика – застройщика мелиоративного комплекса Республики Калмыкия. Изучая региональные особенности капитального строительства Калмыкии, авторы отмечают, что данные проблемы характерны для отрасли в целом, поэтому предлагаемое исследование может быть интересно не только в рамках изучения регионального, но и общероссийского производства.
Экономический потенциал – основа хозяйственной деятельности строительной организации реализуется ограниченным набором ресурсов. Региональный потенциал Калмыкии достаточно высок, относительно ряда априорно дотационных регионов, но он ниже тех регионов, которые имеют существенный приток инвестиций и государственную поддержку. Таким образом, потенциал Калмыкии можно рассматривать как средний в соотносительном ряду других региональных потенциалов. Отсутствие выраженной динамики в положительную или отрицательную сторону говорит о достижении некоторого равновесия, хотя на фоне экономического кризиса риски во всех областях экономики достаточно высоки. Тем не менее, долгосрочное планирование с учетом наличных ресурсов Калмыкии возможно, что само по себе является стабилизирующим фактором для экономического развития.
Управление экономическим потенциалом строительного предприятия – система, представляющая собой совокупность кадровых, финансовых, информационных и других потенциалов (возможностей), направленных на обеспечение долгосрочного экономического развития предприятия на основе принятых к реализации стратегий [1].
Именно поэтому в условиях управления организации капитального строительства требуется создание объективной модели экономического потенциала предприятия, способного функционировать в сфере государственного застройщика-заказчика, что предполагает соответствие ряду специфических требований. Такая модель определяется: