Применение методик риск-ориентированного анализа внешней среды и хозяйственных операций организаций в последние десятилетия приобретает все большее значение как в частных компаниях, так и в финансово-бюджетной сфере. О происходящей в этой сфере «революции мышления» свидетельствует возросшее количество публикаций в российской и международной управленческой науке, посвященных управлению рисками, увеличивающемуся объему правил и процедур, регулирующих деятельность, связанную с выявлением, оценкой рисков, и анализу передовой практики реализации и соблюдения нормативных требований в сфере профилактики и предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.
При этом важно понимать, что, в то время как понимание риска и отношение к риску коммерческой организации концентрируются на вопросах максимизации прибыли и увеличения стоимости предприятия, в финансово-бюджетной сфере эти аспекты получают совершенно иное толкование.
Цель данной статьи — дать представление об особенностях анализа рисков и методов управления рисками, используемых контрольно-счетными органами, а также представить особенности особой области контрольно-счетной деятельности — профилактики и предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере, основанной на выявлении, анализе и оценке рисков. С этой целью мы сначала рассмотрим интерпретацию рисков, используемую в государственном секторе, нормативную базу и области применения. Затем управление рисками организаций будет представлено на основе опыта государственного аудита с использованием результатов его ежегодных обследований и аудиторских проверок.
Риск, анализ рисков, оценка рисков и управление рисками — все это сегодня часто используемые выражения как в бизнесе, так и в финансово-бюджетной сфере, однако следует подчеркнуть, что существует значительный разброс мнений и трактовок этих понятий. Определение понятия «риск» варьируется в зависимости от теоретико-методологических подходов, например технических, экономических, психологических и социологических, в рамках которых оно рассматривается (Vasvári, 2015).