По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.132 08.00.10

К проблеме эффективности внешнего муниципального финансового контроля

Перов Виталий Иванович д-р экон. наук, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, iD 0000–0001–7297–8540, E-mail: Perov.VI@rea.ru
Кличева Евгения Валерьевна канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, iD 0000–0001–9320–2901, E-mail: Klitcheva.EV@rea.ru
Шакало София Витальевна студентка факультета экономики торговли и товароведения, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: sofishakalo@gmail.com

Социально-экономическое развитие муниципального образования во многом зависит от качества выполнения муниципальными контрольно-счетными органами своих полномочий в рамках осуществления внешнего муниципального финансового контроля. В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие осуществлению эффективного внешнего муниципального финансового контроля, а также сформулированы предложения по совершенствованию системы внешнего муниципального финансового контроля.

Литература:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 03.03.2020).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc (дата обращения: 03.03.2020).

3. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_328938/ (дата обращения: 03.03.2020).

4. Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2019–2021 годы (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26.04.2019 № ОНД 2019-2021, протокол от 23.04.2019 № 16К (1312)) // Система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325709/ (дата обращения: 03.03.2020).

5. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации 2018 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ach.gov.ru/promo/annual-report-2018/annual-report-2018. pdf (дата обращения: 03.03.2020).

6. Подходы к формированию модели государственного финансового контроля в Российской Федерации // 2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://roskazna.ru/ upload/iblock/510/isaev.pdf (дата обращения: 03.03.2020).

7. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы [Электронный ресурс]. — URL: http://old.ach.gov.ru/about/document/ strategy-2018-2024.php (дата обращения: 03.03.2020).

8. Бурякова А.О., Варнавский А.В. Цифровизация деятельности Счетной палаты Российской Федерации // Управленческие науки. — 2019. — № 4. — С. 98–107.

9. Пашкова Т.А. Методологические основы оценки эффективности деятельности внешнего муниципального финансового контроля // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2019. — С. 194–198.

10. Перов В.И., Кличева Е.В. Организационно-правовые основы проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2017. — № 5 (95). — С. 48–55.

11. Хачатурян М.В. Эволюция моделей управления владельческими рисками // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 5 (70). — С. 962–965.

Успешное функционирование финансовой политики государства напрямую зависит от системы контроля за использованием бюджетных средств муниципального образования. Фактически внешний муниципальный финансовый контроль является инструментом, который позволяет обеспечить достижение основных целей государственной политики в области социально-экономического развития муниципальных образований.

Внешний муниципальный финансовый контроль (далее — ВМФК) играет важную роль в определении эффективности использования бюджетных средств и результативности проведения финансовой политики государства.

Посредством органов внешнего финансового контроля осуществляется контроль за соблюдением нормативно-правовых актов и положений, обязательств по выплатам денежных средств из бюджетной системы, условий муниципальных контрактов, представления отчетов об исполнении бюджетных средств и др.

Счетная палата Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами (далее — КСО) субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями осуществляет ВМФК в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий [2].

Постоянно действующим органом ВМФК является КСО муниципального образования, который образуется представительным органом муниципального образования.

Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, имеют право заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче КСО муниципального района полномочий КСО поселения по осуществлению ВМФК [1].

Кроме того, представительные органы муниципальных образований также вправе заключать соглашения с КСО субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению ВМФК.

Деятельность КСО в рамках осуществления внешнего муниципального финансового контроля оказывает существенное воздействие на экономические и социальные процессы, способствуя обеспечению прозрачности расходов и рациональности использования муниципальных ресурсов и прежде всего повышению эффективности государственных задач, которые государство и органы местного самоуправления выполняют для своих граждан.

Для Цитирования:
Перов Виталий Иванович, Кличева Евгения Валерьевна, Шакало София Витальевна, К проблеме эффективности внешнего муниципального финансового контроля. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: