По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

К онтологическому статусу героя и героизма

Сапронов Пётр Александрович НОУ ВО «Институт богословия и философии», Россия, 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, 1д., E-mail: sapronovanm@yandex.ru

В статье предпринята попытка выявить некоторое устойчивое ядро героизма, сохраняющееся при всех его трансформациях. Предполагаем, что такой подход будет способствовать расширению горизонта специальных исследований в данной предметной области.

Статья поступила 01.10.2017 г.

Название настоящей статьи, видимо, не может претендовать на безукоризненную точность и ясность, ввиду того, что понятие онтологии привычно соотносится с бытием как таковым. Герой же и героизм — это реалии культурно-исторические. Их не касается даже философская антропология. Можно было бы в своё оправдание сослаться на то, что в XX в. философы заговорили об онтологии применительно и к человеку. Однако поползновения такого рода применительно к герою и героизму с нашей стороны были бы чрезмерными и не вполне корректными. Почему и остаётся ограничиться предварительным разъяснением того, что отсылка к онтологии в нашем случае не идёт далее неготовности довольствоваться тем, как понятия героя и героизма широко употребляются в соответствующей литературе.

Она же видит в герое фигуру, соотнесённую с историко-культурным и художественным рядом. В первом случае речь идёт о мифологических и эпических текстах, где представлена фигура героя как полубога. Тогда как во втором герой низводится до уровня персонажа любого произведения художественной литературы, да ещё в предположении того, что герой может быть «положительный» и «отрицательный». Проще всего противопоставить такой узости взгляда квалификацию той или иной персоны в качестве героя на уровне обыденного словоупотребления. Естественно, не озабоченного своей точностью и продуманностью. Что это не наш путь — достаточно очевидно. Каков же он в таком случае — и подлежит разъяснению.

В разъяснении этом первостепенно важным является следующее. В любой культуре всегда существовали представления о некотором пределе достоинства человека, достигаемом им или подобающей ему вершине. Впрочем, это утверждение нуждается в существенной оговорке. Она касается того, что исходно и на тысячелетия вперёд человеческое как только человеческое и высшее достоинство были несовместимы. Поскольку оно имело место, сразу же становилось ясным — речь должно вести не о человеке, а о том, кто был таковым лишь по видимости, в действительности являясь божеством или тем, кто по родству с богами или по их милости обожествлялся.

Для Цитирования:
Сапронов Пётр Александрович, К онтологическому статусу героя и героизма. Вопросы культурологии. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: