Отечественные исследователи разделяют развитие краеведения на несколько этапов. Т.О. Размустова1 считает, что первый этап развития краеведения включает хронологические рамки со второй половины XIX века до начала XX века, данный период исследователь называет «любительской моделью». Второй этап — с конца 1917 года до конца 1920-х годов, данный период Т.О. Размустова называет «академической моделью». Третий — с конца 1940-х годов до конца 1980-х годов («музейная модель») и четвертый, заключительный этап — с конца 1980-х годов до настоящего времени — «социокультурная модель»2.
Другой исследователь, С.О. Шмидт3, выделяет пять этапов развития краеведческой науки: первый — дореволюционный; второй — 1920-е годы; третий — 1930-е – конец 1950-х годов; четвертый — конец 1950х – середина 1980-х годов; пятый — вторая половина 1980-х годов — до настоящего времени4.
В некоторых моментах взгляды обоих исследователей совпадают, однако второй вариант представляется более полным, исключая из краеведческой историографии пробелы, тем самым раскрывая более детально глубину изученности данного направления.
Такое понятие, как «краеведение» вошло в обиход только в XX веке. Общественное движение по изучению истории родного края активно началось только во второй половине XIX века5, когда на всей территории Российской империи активизировались общественные деятели и организации, которые стремились к проведению в стране либеральных реформ и были приверженцами определенных взглядов. Они считали, что для удачного проведения задуманного необходимо внести коррективы в развитие образования, здравоохранения, способствовать «росту гражданского самосознания»6.
Развитие и изменение деятельности земств было направлено на улучшение деятельности местного самоуправления, что, в свою очередь, способствовало появлению новых деятелей с совершенно иными представлениями о развитии государства и общества, стремящихся к улучшению жизни людей на местах.