Человечество встречается с беспрецедентными революциями, все наши старые истории рушатся, и никаких новых на замену им не появляется. Ребенок, рожденный сегодня, в 2050 г. будет тридцатилетним. Если все пойдет хорошо, он доживет и до 2100 г., а может, и останется активным гражданином в XXII в.
К сожалению, никто не знает, каким будет мир в 2050 г., не говоря уж про 2100-й. Конечно, люди никогда не умели точно предсказывать будущее. Но сегодня это сделать сложнее, чем когда-либо, потому что, как только технологии позволят нам менять тела, мозги и разумы людей, мы уже ни в чем не сможем быть уверены — даже в том, что ранее казалось незыблемым и вечным.
Тысячу лет назад, в 1018 г., было много чего в будущем, о чем люди не знали, но они были уверены в том, что базовые особенности человеческого общества будут неизменны. Если бы вы жили в Китае 1018 г., вы бы не знали, что к 1050-му империя Сон падет, а чума убьет миллионы людей. Но вы бы знали, что в 1050 г. большинство людей все еще будут выращивать рис и заниматься пряжей, правители будут править людьми, мужчины будут доминировать над женщинами, продолжительность жизни будет около 40 лет, а тело человека останется таким же. Поэтому в 1018 г. бедные китайские родители учили своих детей, как выращивать риск или прясть шелк, а богатые родители учили, как читать Конфуция, красиво писать или драться верхом на лошади. Девочек учили быть скромными и услужливыми. Очевидно, в 1050 г. эти навыки все еще были необходимы.
И, напротив, сегодня мы понятия не имеем, как будет выглядеть Китай или остальной мир в 2050 г. Мы не знаем, чем люди будут зарабатывать на жизнь, как будут функционировать армии и бюрократы, какими будут гендерные отношения. Некоторые люди, вероятно, будут жить намного дольше, чем сегодня, а тело человека само по себе подвергнется беспрецедентным изменениям благодаря биоинженерии и нейрокомпьютерным интерфейсам. Большая часть того, что дети учат сегодня, через 30 лет не будет иметь смысла.