По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.6:159.9 DOI:10.33920/med-08-2007-06

Изучение влияния информационно-коммуникативных средств на психофизиологическое состояние школьников на основе субъективной оценки

Рахманова Александра Алексеевна студентка педиатрического факультета, ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России; 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья улица, д. 112, к. 2; Е-mail: sasharaaah@gmail.com
Логинов Георгий Александрович студент педиатрического факультета, ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России; 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья улица, д. 112, к. 2; Е-mail: goerg0608@yandex.ru
Долич Владимир Николаевич младший научный сотрудник отдела медико-профилактических и инновационных технологий, Саратовский МНЦ гигиены, ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»; 410022, г. Саратов, ул. Заречная, д. 1А; Е-mail: vndolich@mail.ru
Комлева Наталия Евгеньевна д-р мед. наук, руководитель отдела медико-профилактических и инновационных технологий, Саратовский МНЦ гигиены, ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»; 410022, г. Саратов, ул. Заречная, 1А; Е-mail: NEKomleva@yandex.ru
Рахманова Галина Юрьевна начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Саратовской области; 410028, г. Саратов, ул. Вольская, д. 7; Е-mail: rahmanova_gu@64.rospotrebnadzor.ru

Актуальность статьи продиктована наличием противоречий между необходимостью внедрений инновационных технологий в учебный процесс в школе как неотъемлемого атрибута современного образования и негативным влиянием на физическое и психоэмоциональное состояние здоровья учащихся факторов, связанных с использованием информационно-коммуникативных средств (компьютеров, телефонов, наушников). Цель исследования заключалась в оценке взаимосвязи между временными затратами на использование информационно-коммуникативных средств и частотой жалоб на функциональное и психоэмоциональное состояние в группах учащихся средних и старших классов. Проанкетированы 400 школьников Саратовской, Московской, Ленинградской областей и Республики Дагестан, которые составили две группы исследования: учащиеся средних классов (5–6 классы) и учащиеся старших классов (10–11 классы). Анкетирование проводилось с помощью стандартизированных формализованных карт, которые включали вопросы, учитывающие время использования компьютеров и мобильных телефонов, жалобы на головную боль, боль в кистях рук, боль и/или чувство дискомфорта со стороны органов зрения и слуха, психоэмоциональное состояние. Статистический анализ данных выполняли с использованием пакета прикладных программ Statistica фирмы StatSoft Inc. (США). Для сравнения частот бинарного признака была построена четырехпольная таблица абсолютных частот и определен уровень статистической значимости для точного критерия Фишера двустороннего. Исследование проводили в соответствии с требованиями биоэтики, после подписания информированного согласия подростками и их родителями. В результате исследования изучена взаимосвязь между временными затратами на использование информационно-коммуникативных средств и частотой жалоб в группах учащихся. Результаты проведенного исследования следует учитывать при разработке и проведении профилактических мер по предотвращению отрицательного воздействия компьютеров и мобильных устройств на организм школьников.

Литература:

1. Кучма В. Р., Саньков С. В., Курганский А. М. Гигиеническая оценка уровней электромагнитного поля электронной информационно-образовательной среды школ. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 11 (320): 4–8. DOI: 10.35627/2219–5238/2019-320-11-4-8.

2. Karayagiz Muslu G., Aygun O. An Analysis of Computer Game Addiction in Primary School Children and Its Aff ecting Factors. Addict Nurs. 2020; 31 (1): 30–38. DOI: 10.1097/JAN.0000000000000322.

3. Рапопорт И. К., Цамерян А. П. особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 5 (314): 20–27. DOI: 10.35627/2219–5238/2019-314-5-20-27.

4. Александрова И. Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 3 (300): 15. DOI: 10.35627/2219–5238/2018-300-3-15-17.

5. Макарова В. В., Зорина И. Г. Особенности психологического состояния учащихся в условиях неблагоприятного влияния внутришкольных факторов. Здоровья населения и среда обитания. 2019; 11 (320): 12–17. DOI: 10.35627/2219–5238/2019-320-11-12-17.

6. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И., Храмцов П. И., Александрова И. Э., Соколова С. Б. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе». Гигиена и санитария. 2019; 12: 1385–1391. DOI: 10.18821/0016-9900-2019-98-1-61-67.

7. Dahlmann-Noor A. Randomized Trial of Tablet Computers for Education and Learning in Children and Young People with Low Vision. Optom Vis Sci. 2018; 95 (9): 873–882. DOI: 10.1097/OPX.0000000000001270.

8. Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Татаринчик А. А., Федотов Д. М. Место гаджетов образе жизни современных школьников и студентов. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 7 (292): 41–43.

9. Gothwal V. K, Thomas R., Crossland M., Bharani S., Sharma S., Unwin H., Xing W., Khabra K., Harris C., Straker L., Pollock C. A socioeconomic related ‘digital divide’ exists in how, not if, young people use computers. PLoS One. 2017; 12 (3). DOI: 10.1371/journal.pone.0175011.

10. Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Татаринчик А. А., Федотов Д. М. Гигиенические проблемы использования информационно-коммуникационных технологий школьниками и студентами. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 9 (294): 55.

11. Richards D., Caladwell P. H., Go H. Impact of social media on the health of children and young people. Paediatr Child Health. 2015; 51 (12): 1152–1157. doi: 10.1111/jpc.13023.

12. Вятлева О. А., Курганский А. М. Особенности пользования мобильной связью (интенсивность излучения, временные режимы Здоровье населения и среда обитания. 2018; 8 (305): 53–54. DOI: 10.35627/2219–5238/2018-305-8-51-54.

13. Wang P. Y., Chen K. L., Yang S. Y., Lin P. H. Relationship of sleep quality, smartphone dependence, and health-related behaviors in female junior college students. PLoS One. 2019; 14 (4). DOI: 10.1371/journal. pone.0214769.

14. Лапонова Е. Д. Гигиеническая оценка умственной работоспособности и эмоционального состояния учащихся разного пола 5–9-х классов на уроках с разной временной продолжительностью использования персонального компьютера. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 8 (305): 31–38. DOI: 10.35627/2219–5238/2018-305-8-31-38.

15. Woo E. H., White P., Lai C. W. Impact of information and communication technology on child health. Paediatr Child Health. 2016; 52 (6): 590–594. DOI: 10.1111/jpc.13181.

16. Gu P., Guo J. Digital case-based learning system in school. PLoS One. 2017; 12 (11). DOI: 10.1371/journal. pone.0187641.

17. Яковлев Н. М., Долич В. Н., Гудзь В. В., Яковлева Т. А., Комлева Н. Е., Заикина И. В., Данилов А. Н. Комплексная оценка здоровья учащихся профессиональных образовательных организаций. Санитарный врач. 2019; 6: 64–67.

1. Kuchma V. R., Sankov S. V., Kurgansky A. M. Hygienic assessment for the electromagnetic fi eld’s level of electronic and educational schools’environment. Public health and habitat. 2019; 11 (320): 4–8. doi: 10.35627/2219–5238/2019-320-11-4-8.

2. Karayagiz Muslu G., Aygun O. An Analysis of Computer Game Addiction in Primary School Children and Its Aff ecting Factors. Addict Nurs. 2020; 31 (1): 30–38. doi: 10.1097/JAN.0000000000000322.

3. Rapoport I. K., Tsameryan A. P. Peculiarities of forming nervo-mental disorders and visual impairment among Moscow students during the learning process at school. Public health and habitat. 2019; 5 (314): 20–27. doi: 10.35627/2219–5238/2019-314-5-20-27.

4. Aleksandrova I. E. Hygienic assessment of the educational schedule in the conditions of the school digital environment. Public health and habitat. 2018; 3 (300): 15. doi: 10.35627/2219–5238/2018-300-3-15-17.

5. Makarova V. V., Zorina I. G. Peculiarities of student’s psychological state under the adverse infl uence of intraschool factors. Public health and habitat. 2019; 11 (320): 12–17. doi: 10.35627/2219– 5238/2019-320-11-12-17.

6. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Stepanova M. I., Chramtsov P. I., Aleksandrova I. E., Sokolova S. B. Scientifi c bases and technologies of security hygienic safety of children in the «digital school». Hygiene and sanitation. 2019; 12: 1385–1391. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-1-61-67.

7. Dahlmann-Noor A. Randomized Trial of Tablet Computers for Education and Learning in Children and Young People with Low Vision. Optom Vis Sci. 2018; 95 (9): 873–882. doi: 10.1097/OPX.0000000000001270.

8. Skoblina N. A., Milushkina O. Yu., Tatarinchik A. A., Fedotov D. M. The place of gadgets in the life of modern schoolchildren and students. Public health and habitat. 2017; 7 (292): 41–43.

9. Gothwal V. K., Thomas R., Crossland M., Bharani S., Sharma S., Unwin H., Xing W., Khabra K., Harris C., Straker L., Pollock C. A socioeconomic related ‘digital divide’ exists in how, not if, young people use computers. PLoS One. 2017; 12 (3). doi: 10.1371/journal.pone.0175011.

10. Skoblina N. A., Milushkina O. Yu., Tatarinchik A. A., Fedotov D. M. The hygienic problems of usage information and communication technology by schoolchildren and students. Public health and habitat. 2017; 9 (294): 55.

11. Richards D., Caladwell P. H., Go H. Impact of social media on the health of children and young people. Paediatr Child Health. 2015; 51 (12): 1152–1157. doi: 10.1111/jpc.13023.

12. Vyatleva O. A., Kurgansky A. M. Feathures of using of mobile communication (intensity of radiation, temporary modes) and their infl uence on the health of modern younger schoolchildren. Public health and habitat. 2018; 8 (305): 53–54. doi: 10.35627/2219–5238/2018-305-8-51-54.

13. Wang P. Y., Chen K. L., Yang S. Y., Lin P. H. Relationship of sleep quality, smartphone dependence, and health-related behaviors in female junior college students. PLoS One. 2019; 14 (4). doi: 10.1371/journal. pone.0214769.

14. Laponova E. D. Hygienic assessment of mental performance and emotional state of

15. schoolchildren of diff erent gender of 5–9 grades in lessons with diff erent time duration of use a personal computer. Public health and habitat. 2018; 8 (305): 31–38. doi: 10.35627/2219–5238/2018-305-8-31-38.

16. Woo E. H., White P., Lai C. W. Impact of information and communication technology on child health. Paediatr Child Health. 2016; 52 (6): 590–594. doi: 10.1111/jpc.13181.

17. Gu P., Guo J. Digital case-based learning system in school. PLoS One. 2017; 12 (11). doi: 10.1371/journal. pone.0187641.

18. Yakovlev N. M., Dolich V. N., Gudz V. V., Yakovleva T. A., Komleva N. E., Zaikina I. V., Danilov A. N. Cjmprehensive health assessment of students of vocational educatuoc institutions. Sanitary doctor. 2019; 6: 64–67.

Информационно-коммуникативные технологии в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни учащихся школ. В 2017 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Д. А. Медведев анонсировал реализацию национального проекта «Цифровая школа» (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»). В результате этого в современной информационно-образовательной среде использование цифровых технологий приводит к изменению условий обучения, что характеризуется увеличением влияния электромагнитных волн широкого диапазона на организм школьников [1, 2], нагрузки на орган зрения [3] и воздействия на психоэмоциональную сферу детей и подростков [4, 5]. Для минимизации негативного воздействия, которое возникает при нерациональном использовании информационно-коммуникативных средств, требуется соблюдение ряда условий: организация рабочего места и определенного уровня освещенности в учебных помещениях, соблюдение временных допустимых интервалов для создания оптимального отдыха с учетом продолжительности работы ПЭВМ. В современных школах, как правило, соблюдаются все вышеперечисленные условия, но вне школ учащиеся могут много часов проводить за компьютерными играми, не соблюдая режима труда и отдыха, бесконтрольно пользоваться смартфонами и общаться в социальных сетях. Таким образом, необходимость применения информационно-коммуникативных средств обусловлена требованиями к современному образованию, при этом важно обеспечить сохранение здоровья детей и подростков, повышая их информированность о факторах риска и о способах их снижения [6, 7].

Цель исследования: оценка взаимосвязи между временными затратами на использование информационно-коммуникативных средств и частотой жалоб на функциональное и психоэмоциональное состояние в группах учащихся средних и старших классов.

Для Цитирования:
Рахманова Александра Алексеевна, Логинов Георгий Александрович, Долич Владимир Николаевич, Комлева Наталия Евгеньевна, Рахманова Галина Юрьевна, Изучение влияния информационно-коммуникативных средств на психофизиологическое состояние школьников на основе субъективной оценки. Санитарный врач. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: