Информационно-коммуникативные технологии в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни учащихся школ. В 2017 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Д. А. Медведев анонсировал реализацию национального проекта «Цифровая школа» (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»). В результате этого в современной информационно-образовательной среде использование цифровых технологий приводит к изменению условий обучения, что характеризуется увеличением влияния электромагнитных волн широкого диапазона на организм школьников [1, 2], нагрузки на орган зрения [3] и воздействия на психоэмоциональную сферу детей и подростков [4, 5]. Для минимизации негативного воздействия, которое возникает при нерациональном использовании информационно-коммуникативных средств, требуется соблюдение ряда условий: организация рабочего места и определенного уровня освещенности в учебных помещениях, соблюдение временных допустимых интервалов для создания оптимального отдыха с учетом продолжительности работы ПЭВМ. В современных школах, как правило, соблюдаются все вышеперечисленные условия, но вне школ учащиеся могут много часов проводить за компьютерными играми, не соблюдая режима труда и отдыха, бесконтрольно пользоваться смартфонами и общаться в социальных сетях. Таким образом, необходимость применения информационно-коммуникативных средств обусловлена требованиями к современному образованию, при этом важно обеспечить сохранение здоровья детей и подростков, повышая их информированность о факторах риска и о способах их снижения [6, 7].
Цель исследования: оценка взаимосвязи между временными затратами на использование информационно-коммуникативных средств и частотой жалоб на функциональное и психоэмоциональное состояние в группах учащихся средних и старших классов.