По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.71

Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки школьников

Рябова Ирина Викторовна канд. мед. наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), г. Москва, e-mail: RyabovaI@mgpu.ru
Соболевская Татьяна Александровна канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), г. Москва, e-mail: SobolevskayaTA@mgpu.ru
Нежкина Наталья Николаевна д-р мед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, e-mail: natаnezh@mail.ru
Нехорошева Елена Владимировна канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, e-mail: NehoroshevaEV@mgpu.ru
Зверев Олег Михайлович канд. хим. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и прикладных технологий института естествознания и спортивных технологий (ГАОУ ВО МГПУ), г. Москва, e-mail: ZverevOM@ mgpu.ru

В статье представлены результаты анкетирования педагогов школ г. Москвы с целью выявления уровня и содержания их знаний о нарушениях осанки школьников, осведомленности в вопросах профилактики и коррекции этих нарушений, а также запроса на обучение навыкам организации деятельности, направленной на профилактику и коррекцию нарушений осанки школьников.

Литература:

1. Альбицкий В. Ю. Современные подходы к изучению заболеваемости детского населения / В. Ю. Альбицкий и др. // Российский педиатрический журнал. — 2009. — № 4. — С. 4–9.

2. По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года: доклад о состоянии здоровья детей в РФ. — М., 2003.

3. Ермолина Е. А. Характеристика состояния здоровья и прогнозирование его нарушений у детей школьного возраста с патологией осанки: Автореф. дисс. … канд. мед. наук / Е. А. Ермолина, Педиатрия. — М., 2009. — 124 с.

4. Малярчук Н. Н. Здоровье учителя: как его сохранить и усилить? / Н. Н. Малярчук // Народное образование. — 2014. — № 6. — С. 219–228.

5. Неретин В. Ф. Духовное здоровье и культура учителя как основа здоровья поколений / В. Ф. Неретин // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». — 2014. — № 27. — С. 50–53.

6. Панков Д. Д., Рубцов В. В. Медицинские и психосоциальные проблемы школьников-подростков: методическое пособие для специалистов, работающих в области здравоохранения и образования. — М.: Московский центр качества образования, 2010.

7. Пидкасистый П. И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности / П. И. Пидкасистый, Н. А. Воробьева. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 192 с.

8. Рыбина И. Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / И. Р. Рыбина. — Оренбург, 2011. — 199 с.

9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М., 2005.

10. Сопко Г. И. Значение формирования культуры здоровья в педагогическом университете / Г. И. Сопко, Ю. К. Бахтин, М. В. Пазыркина // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 1 (29). — С. 99–102.

11. Сопко Г. И. Формирование компетентности педагога в области здоровьсбережения / Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1105–1107.

12. Степанов С. Ю. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. колл.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др. / под ред. С. Ю. Степанова. — М., МГПУ, 2017. — 292 с.

13. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России». — М.: Педиатръ, 2014. — 111 с.

14. Сухарева Л. М. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс / Л. М. Сухарева, Л. С. Намазова-Баранова, И. К. Рапопорт // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 4. — С. 48–53.

15. Сухарева Л. М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт, М. А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — № 3 (252). — С. 28–30.

Данные официальной статистики, результаты исследований ученых и результаты профилактических осмотров обучающихся свидетельствуют о том, что на протяжении последних тридцати лет состояние здоровья школьников в России продолжает ухудшаться [1, 11–15].

В подтверждение факта неблагоприятного влияния на здоровье детей системы школьного образования свидетельствуют приведенные Н. К. Смирновым данные о том, что процент здоровых детей с первого класса значительно уменьшается к окончанию ими обучения в школе с 12 до 3 %, при этом количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервно-психическими отклонениями увеличивается в 2 раза, нарушения зрения возрастают с 3 до 30 % [2, 9].

По данным исследователей, структура заболеваемости детей младшей школы характеризуется доминированием патологии опорно-двигательной системы (156 на 1000 детей) [6]. В структуре функциональных нарушений первые ранговые места также занимают заболевания костно-мышечной системы, и самой распространенной их формой являются нарушения осанки. Различные варианты патологии осанки встречаются у большинства детей школьного возраста (89,7 %). Они представлены преимущественно функциональными нарушениями и сколиозами I степени [3].

Несмотря на большое количество имеющейся санитарно-просветительской литературы и рекомендаций со стороны медицинских работников и специалистов по гигиене, касающихся вопросов профилактики нарушений осанки и зрения, на сегодняшний день не регистрируется положительных изменений в состоянии здоровья школьников, и указанные заболевания сохраняют по-прежнему первые ранговые места.

При этом исследователи указывают, что деятельность по уменьшению распространенности факторов риска здоровью, сохранению и улучшению здоровья обучающихся может быть более эффективной в современной образовательной организации, чем в поликлинике и при участии только медицинских специалистов [8, 11, 13].

Данные научных исследований убедительно доказывают, что внедрение здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс способствует не только укреплению здоровья школьников, но и нормализации школьно обусловленных функциональных отклонений их организма [4, 5, 7, 10]. Однако внедрение этих мероприятий в ежедневную практику школы носит до сих пор эпизодический характер.

Для Цитирования:
Рябова Ирина Викторовна, Соболевская Татьяна Александровна, Нежкина Наталья Николаевна, Нехорошева Елена Владимировна, Зверев Олег Михайлович, Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки школьников. Санитарный врач. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: