Данные официальной статистики, результаты исследований ученых и результаты профилактических осмотров обучающихся свидетельствуют о том, что на протяжении последних тридцати лет состояние здоровья школьников в России продолжает ухудшаться [1, 11–15].
В подтверждение факта неблагоприятного влияния на здоровье детей системы школьного образования свидетельствуют приведенные Н. К. Смирновым данные о том, что процент здоровых детей с первого класса значительно уменьшается к окончанию ими обучения в школе с 12 до 3 %, при этом количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервно-психическими отклонениями увеличивается в 2 раза, нарушения зрения возрастают с 3 до 30 % [2, 9].
По данным исследователей, структура заболеваемости детей младшей школы характеризуется доминированием патологии опорно-двигательной системы (156 на 1000 детей) [6]. В структуре функциональных нарушений первые ранговые места также занимают заболевания костно-мышечной системы, и самой распространенной их формой являются нарушения осанки. Различные варианты патологии осанки встречаются у большинства детей школьного возраста (89,7 %). Они представлены преимущественно функциональными нарушениями и сколиозами I степени [3].
Несмотря на большое количество имеющейся санитарно-просветительской литературы и рекомендаций со стороны медицинских работников и специалистов по гигиене, касающихся вопросов профилактики нарушений осанки и зрения, на сегодняшний день не регистрируется положительных изменений в состоянии здоровья школьников, и указанные заболевания сохраняют по-прежнему первые ранговые места.
При этом исследователи указывают, что деятельность по уменьшению распространенности факторов риска здоровью, сохранению и улучшению здоровья обучающихся может быть более эффективной в современной образовательной организации, чем в поликлинике и при участии только медицинских специалистов [8, 11, 13].
Данные научных исследований убедительно доказывают, что внедрение здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс способствует не только укреплению здоровья школьников, но и нормализации школьно обусловленных функциональных отклонений их организма [4, 5, 7, 10]. Однако внедрение этих мероприятий в ежедневную практику школы носит до сих пор эпизодический характер.