Каспийское море — самый крупный солоноватоводный водоем, не имеющий связи с Мировым океаном. Являясь бассейном рыбохозяйственного значения, Каспий располагает не только богатым запасом водных биологических ресурсов (ВБР), но и наличием широкой сети транспортных путей, а также значительными разведанными и депонированными запасами углеводородного сырья. По морфологическому строению и физико-географическим особенностям море делят на три части: Северный, Средний и Южный Каспий [11]. Особое значение имеет северная часть Каспийского моря [9]. Именно на акватории Северного Каспия происходит нагул полупроходных, проходных и морских видов рыб, представляющих важное промысловое значение [10]. Одной из основ благополучия моря как среды обитания гидробионтов является бактериальное население воды и донных отложений. Бактериопланктон и бактериобентос осуществляют рециклинг биогенных элементов, составляющих основу цепи питания гидробионтов, определяют трофический статус моря и санитарно-эпизоотическое благополучие развития ВБР [7]. Поэтому микробиологические показатели состояния среды обитания ВБР являются важным компонентом экологического мониторинга, проводимого на акватории Северного Каспия, в условиях возрастающего антропогенного воздействия, в том числе за счет активного освоения нефтегазоносных месторождений.
С целью изучения качества среды обитания гидробионтов в 2020 году на акватории Северного Каспия были проведены бактериологические исследования по определению численности сапрофитной и олиготрофной микробиоты воды и донных отложений, а также определение видового состава сапротрофных бактерий.
Отбор проб донных отложений в поверхностном слое грунта производили с помощью дночерпателя («Океан-50»), пробы воды отбирали с помощью батометра ГР-18 и гидрологического зонда. Всего для микробиологических исследований собрано и обработано 105 проб воды и грунта в Северном Каспии.
Для определения численности различных групп гетеротрофных бактерий использовали метод предельных разведений с последующим высевом на специфические агаризованные питательные среды [13]. Видовую идентификацию выделенных бактерий проводили по определителю Берджи, монографии Ю.П. Пивоварова и В.В. Королика и определителю нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий [2; 15; 16]. Кроме того, таксономическая принадлежность изолированных микроорганизмов дополнительно подтверждена согласно онлайн-энциклопедии ABIS [1]. Сапробность и качество воды по микробиологическим показателям определяли по стандартным методикам [4; 5; 17]. Для характеристики состояния трофности экосистемы определяли коэффициент трофности (Кт), отражающий состояние бактериального сообщества и благополучие системы в целом [14].