По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 8.82-1/9 DOI:10.33920/nik-01-2308-04

Изучение синтаксиса на уроках русского языка в начальной школе

Исаева Лариса Абдурахмановна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Россия, 364037, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Субры Кишиевой, д. 33, e-mail: lora.isaeva.68@mail.ru
Байсултанова Петимат Шараниевна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Россия, 364037, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Субры Кишиевой, д. 33, e-mail: bajsultanova94@bk.ru

В начальной школе изучение синтаксиса на уроках русского языка имеет большое значение для формирования навыков грамотной устной и письменной речи. В статье раскрываются проблемы, связанные с изучением синтаксиса на уроках русского языка в начальной школе, и предлагаются эффективные методы и приемы, которые помогут улучшить этот процесс. Результаты исследования могут быть полезны не только для учителей начальных классов, но и для родителей, которые хотят, чтобы их дети успешно учились. Цель исследования заключается в описании наиболее успешных методов и подходов к обучению синтаксису, которые могут быть использованы на уроках русского языка в начальной школе.

Литература:

1. Бондаренко Т.А. Русский язык. Синтаксис: учебник для студентов филологических факультетов / Т.А. Бондаренко. — М.: Флинта, 2007. — 384 с.

2. Бабенко Е.И. Русский язык. Синтаксис: учебник для студентов педагогических вузов / Е.И. Бабенко, Н.П. Ковалева, О.И. Ширшова. — М.: Просвещение, 2012. — 320 с.

3. Грамматика русского языка для начальной школы. Пособие для учителей / Е.С. Черных, Н.Г. Перова. — М.: Просвещение, 2012.

4. Глазкова Е.Г. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / Е.Г. Глазкова. — М.: Изд-во МГУ, 2015. — 256 с.

5. Лопатина Т.В. Синтаксис русского языка: Учебник для начальной школы / Т.В. Лопатина. — М.: Просвещение, 2017. — 192 с.

6. Мурзина Е.А. Индивидуальный подход в изучении синтаксиса русского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2019. — № 23. — С. 325–327.

7. Максимова О.С. Преподавание синтаксиса русского языка в начальной школе: Учебно-методическое пособие / О.С. Максимова. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 192 с.

8. Методика обучения русскому языку в начальной школе / А.А. Кривцун, Л.А. Гаврилова, М.В. Шевченко. — М.: Дрофа, 2012.

9. Новикова Е.Н. Учим русский язык: сборник упражнений и заданий для 3–4 классов. — М.: Просвещение, 2018.

10. Самойлова И.А. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе. — М.: Юрайт, 2017.

11. Чернова О.В. Развитие навыков синтаксического анализа на уроках русского языка в начальной школе // Инновационные технологии в образовании. — 2018. — С. 112–116.

12. Закожурникова М.Л. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. трехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 1995. — 206 с.

1. Bondarenko T.A. Russian language. Syntax: textbook for students of philological faculties / T.A. Bondarenko. — M.: Flinta, 2007. — 384 p.

2. Babenko E.I. Russian language. Syntax: textbook for students of pedagogical universities / E.I. Babenko, N.P. Kovaleva, O.I. Shirshov. — M.: Enlightenment, 2012. — 320 p.

3. Grammar of the Russian language for elementary school. A guide for teachers / E.S. Chernykh, N.G. Perov. — M.: Enlightenment, 2012.

4. Glazkova E.G. The syntax of the modern Russian language: a textbook for students of philological faculties of universities / E.G. Glazkov. — M.: Publishing house of Moscow State University, 2015. — 256 p.

5. Lopatina T.V. Syntax of the Russian language: Textbook for elementary school / T.V. Lopatin. — M.: Enlightenment, 2017. — 192 p.

6. Murzina E.A. Individual approach to the study of the syntax of the Russian language in elementary school // Young scientist. — 2019. — No. 23. — P. 325–327.

7. Maksimova O.S. Teaching the syntax of the Russian language in elementary school: Educational and methodological manual / O.S. Maksimov. — M.: VLADOS, 2017. — 192 p.

8. Methods of teaching the Russian language in elementary school / A.A. Krivtsun, L.A. Gavrilova, M.V. Shevchenko. — M.: Bustard, 2012.

9. Novikova E.N. Learning Russian: a collection of exercises and assignments for grades 3–4. — M.: Prosveshchenie Publishing House, 2018.

10. Samoilova I.A. Using interactive teaching methods in Russian language lessons in elementary school. — M.: Yurayt Publishing House, 2017.

11. Chernova O.V. Development of syntactic analysis skills in Russian language lessons in elementary school // Innovative technologies in education. — 2018. — Р. 112–116.

12. Zakozhurnikova M.L. Russian language: Proc. for the 3rd class. three years. early school — M.: Enlightenment, 1995. — 206 p.

Статья поступила 02.08.2023.

Изучение синтаксиса на начальном этапе обучения имеет важное значение для достижения поставленных целей, так как это способствует совершенствованию синтаксической структуры речи, формированию навыков орфографии и пунктуации, а также развитию языковых способностей учащихся. Уроки русского языка в начальной школе, включающие изучение синтаксиса, играют ключевую роль в развитии навыков детей не только в грамотном построении предложений, но и в понимании текстов, их анализе и выводах. Знание правил сочетаемости слов и построения предложений также дает ребятам возможности для расширения своего языкового словаря и подготовки к более продвинутому изучению русского языка и литературы в будущем, а именно: разнообразие лексикона, правильность выражения своих мыслей, умение понимать прочитанный текст, активное чтение и т.д. [1].

Применение интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе является эффективным подходом, который может улучшить качество учебного процесса, повысить успеваемость и мотивацию учеников. Такой подход стимулирует активное участие детей в процессе обучения, развивает навыки самостоятельной работы и умение решать задачи на практике с помощью использования различных интерактивных методов, таких как игры, групповые проекты, дискуссии, интерактивные презентации и ролевые игры.

Современный курс синтаксиса в школе основывается на теории членов предложения, которая была описана в первых русских грамматиках, но ее основы были разработаны древними языковедами в Античности.

Использование множества примеров является одним из эффективных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе. Такой метод позволяет объяснить концепцию или решить проблему с помощью различных примеров, что помогает ученикам лучше понимать материал, видеть его применение на практике [3].

Цель начального обучения русскому языку заключается в формировании понимания грамматической структуры языка, развитии речи и мышления у детей, а также в воспитании у них интереса к его изучению. Для помощи ученикам на практике учитель может использовать множество примеров на уроке, чтобы показать различные подходы к решению проблемы и помочь им получить необходимый опыт в данной области.

Для Цитирования:
Исаева Лариса Абдурахмановна, Байсултанова Петимат Шараниевна, Изучение синтаксиса на уроках русского языка в начальной школе. Вопросы культурологии. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: