На сегодняшний день в российском обществе ведется довольно активная дискуссия, посвященная вопросам состояния системы здравоохранения. Проводимые опросы общественного мнения приводят к установлению противоречивых выводов: доверие к врачам действительно уменьшается, но это происходит среди тех, кто в последнее время не обращался к врачам. Также подобные исследования позволили установить позитивные ассоциации, связанные с работой врачей: помощь, лечение, спасение и пр.
Причинами таких неоднозначных результатов может являться некорректное проведение самих опросов: закрытые вопросы в опросниках преобладают, респонденты могут отвечать неискренне или поверхностно, а сами вопросы обуславливают определенные ответы. Для того чтобы оценить реальное отношение населения к качеству медицинской помощи и состоянию здравоохранения в целом, необходимо применять методы, позволяющие использовать непосредственность и естественность получаемых ответов.
К таким методам можно отнести проведение контент-анализа упоминаний в социальных сетях, связанных с медицинской тематикой. Социальные сети сегодня ис пользуют 1 млрд из 7 млрд жителей нашей планеты, они содержат миллионы текстов любых тематик. Доступ к ним позволяет перевернуть инструменты, которые раньше использовались в социологии, в том числе он меняет способ, которым раньше использовался контент-анализ. Социальные сети позволяют увидеть реальное настроение респондента и его отношение к различным аспектам оказания медицинской помощи.
Исследователи используют эти данные для изучения широкого спектра тем, которые интересуют их, например проводят мониторинг заболеваемости гриппом, прогнозируют фондовый рынок и отслеживают настроение пользователей относительно тех или иных персоналий или продуктов. Контент-анализ социальных сетей можно проводить с помощью специальных приложений и программ, которые предоставляют сводную статистику данных, содержащихся в постах.
Важно понимать, что такая статистика, с одной стороны, является способом очень быстро получить ценную информацию, но, с другой стороны, она не может быть адекватной заменой качественного и полноценного анализа данных, который может быть проведен только человеком. Для полученных результатов контент-анализа необходима категориальная интерпретация результатов.