По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Изучение отношения пользователей соцсетей к российской системе здравоохранения

В рамках данного исследования изучено общественное мнение относительно российской системы здравоохранения. Был проведен контент-анализ постов в социальных сетях Instagram и «ВКонтакте», связанных с медицинской проблематикой. Было установлено, что наиболее часто встречаются слова «врач», «медицина», «человек», «бесплатный», «больница», «работать», «помощь», «лечить». Были выявлены основные категории, которые используют пользователи социальных сетей для выражения своего отношения к современной медицине, выявлены вопросы, на которые чаще всего пользователи хотели бы получить ответы. Суждения пользователей преимущественно связаны с проблематикой платной и бесплатной медицины, вымогательством денег со стороны медработников, «хорошими» и «плохими» врачами.

Литература:

1. Ильин Е. А. Информационное пространство региона: история, современность и актуальные проблемы: сб. науч. статей. — Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. — С. 46–51.

2. Ачкасов Е. Е., Шурупова Р. В., Куршев В. В. Формирование позитивного имиджа врача в процессе профессионального образования (по материалам контент-анализа СМИ) // Социология образования. — 2015. — № 6 — С. 79–96.

3. Григорьева С. В., Дмитриева Т. В. Социальные сети как каналы распространения недостоверной информации, формирующие общественное мнение. 2015.

4. Вершинин Е. Г., Ковалёва М. Д., Хвастунова Е. П. Какие новые социальные проблемы медицины интересуют отечественных исследователей? // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 8–1. — С. 14–16.

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=3590

6. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Каждому возрасту — свои соцсети [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691.

7. Панова Е. Л., Туторская М. С. Социальные сети и организация внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2018. — № 26 (1). — С. 48–52.

8. Кузьмин К. В., Семенова (Павленко) Е. В., Петрова Л. Е., Закроева А. Г. Коммуникация врача и пациента: прошлое, настоящее, будущее (исторический и медико-социологический анализ). — Екатеринбург: Южно-Уральский государственный медицинский университет, 2016.

9. Никитин П. В., Мурадянц А. А., Шостак Н. А. Мобильное здравоохранение: возможности, проблемы, перспективы // Клиницист. — 2015. — № 9 (4). — С. 13–21.

10. Ледовая Я. А., Паничева П. В., Причисленко А. Г., Бутаков Н. А. Научная составляющая текстов по психологии, публикующихся в социальной сети «ВКонтакте» // Вопросы психологии. — 201. — № 6. — С. 79–91.

11. Литовка В. А.. Контент-анализ рекламных фотографий клиник репродуктивной медицины // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 10. — С. 136–138.

На сегодняшний день в российском обществе ведется довольно активная дискуссия, посвященная вопросам состояния системы здравоохранения. Проводимые опросы общественного мнения приводят к установлению противоречивых выводов: доверие к врачам действительно уменьшается, но это происходит среди тех, кто в последнее время не обращался к врачам. Также подобные исследования позволили установить позитивные ассоциации, связанные с работой врачей: помощь, лечение, спасение и пр.

Причинами таких неоднозначных результатов может являться некорректное проведение самих опросов: закрытые вопросы в опросниках преобладают, респонденты могут отвечать неискренне или поверхностно, а сами вопросы обуславливают определенные ответы. Для того чтобы оценить реальное отношение населения к качеству медицинской помощи и состоянию здравоохранения в целом, необходимо применять методы, позволяющие использовать непосредственность и естественность получаемых ответов.

К таким методам можно отнести проведение контент-анализа упоминаний в социальных сетях, связанных с медицинской тематикой. Социальные сети сегодня ис пользуют 1 млрд из 7 млрд жителей нашей планеты, они содержат миллионы текстов любых тематик. Доступ к ним позволяет перевернуть инструменты, которые раньше использовались в социологии, в том числе он меняет способ, которым раньше использовался контент-анализ. Социальные сети позволяют увидеть реальное настроение респондента и его отношение к различным аспектам оказания медицинской помощи.

Исследователи используют эти данные для изучения широкого спектра тем, которые интересуют их, например проводят мониторинг заболеваемости гриппом, прогнозируют фондовый рынок и отслеживают настроение пользователей относительно тех или иных персоналий или продуктов. Контент-анализ социальных сетей можно проводить с помощью специальных приложений и программ, которые предоставляют сводную статистику данных, содержащихся в постах.

Важно понимать, что такая статистика, с одной стороны, является способом очень быстро получить ценную информацию, но, с другой стороны, она не может быть адекватной заменой качественного и полноценного анализа данных, который может быть проведен только человеком. Для полученных результатов контент-анализа необходима категориальная интерпретация результатов.

Для Цитирования:
Якубов Василий Игнатьевич, Изучение отношения пользователей соцсетей к российской системе здравоохранения. Экономист лечебного учреждения. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: