Дата поступления рукописи в редакцию: 31.05.2025
Дата принятия рукописи в печать: 25.06.2025
Цифровые технологии в здравоохранении в настоящее время являются неотъемлемой практикой, меняя привычный пользовательский опыт на всех этапах оказания медицинской помощи. Телемедицина как отдельное направление взаимодействия в связке «врач — пациент», становится привычной повсеместной практикой, призванной упростить решение рутинных задач (диагностика, контроль хронических заболеваний, реабилитация, психологическая помощь и др.). Существенным стимулом для развития телемедицины в России стала пандемия COVID-19, когда ограничительные меры и необходимость минимизировать физический контакт привели к широкому внедрению технологий удаленных консультаций . В условиях карантина телемедицина стала одним из немногих способов обеспечить доступность медицинской помощи [1].
Проведение тeлемедицинских консультаций на современном этапе производится посредством специализированных приложений (платформ), обеспечивающих систему видеосвязи, средства защиты данных, электронные медицинские карты и др. Анализ существующих решений показывает, что многие из них недостаточно адаптированы для использования разными группами населения, особенно пожилыми людьми и пользователями с низкой цифровой грамотностью [2].
Согласно данным современных исследований, одними из основных барьеров использования приложений для проведения телемедицинских консультаций являются настороженность и недоверие людей к новому виду взаимодействия с врачом [3]. Люди привыкли к очным визитам к врачу, где они могут лично общаться с медицинским специалистом, проходить осмотр и получать рекомендации в реальном времени. Дистанционные консультации через приложения или сайты воспринимаются как нечто абстрактное, из-за чего пользователи могут сомневаться в эффективности такого формата, особенно если речь идет о серьезных заболеваниях.
Также использованию медицинских веб-приложений препятствует непонимание разнообразия пользователей, включая пожилых людей, имеющих низкий уровень технической грамотности, и пациентов с ограниченными возможностями здоровья, что объясняется нежеланием и/или отсутствием компетенции у разработчиков в создании программных решений конкретно для телемедицины [2]. Недостаток знаний о специфике телемедицинских приложений приводит к тому, что функционал и управление логикой работы решений приспосабливаются к набору стандартных инструментов любого сайта, подобным образом ограничивая возможности пользования телемедицинскими услугами всеми группами пациентов, из чего следует, что UX-дизайн приложений для дистанционного пользования медицины недостаточно продуман. Активное внедрение практик оказания телемедицинской помощи в систему здравоохранения демонстрирует наряду с положительными результатами ряд ограничений, связанных с особенностями пользовательского опыта приложений, что требует их адаптации под существующие потребности пациентов.