По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.92+519.87 DOI:10.33920/vne-04-2507-06

Изучение особенностей пользовательского запроса актуального UX-дизайна веб-приложений телемедицинских консультаций

Надежда Юрьевна Вяткина старший преподаватель кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ», преподаватель кафедры маркетинга факультета Высшая школа управления, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2, E-mail: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru, ORCID: 0000-0003-3647-0066
Дарья Денисовна Лапун бакалавр, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ», Россия, 119048, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, E-mail: daryalapun@gmail.com

В статье представлены результаты комплексного маркетингового исследования, посвященного изучению возможностей совершенствования UX-дизайна современных веб-приложений для проведения телемедицинских консультаций. На первом этапе с целью выявления сильных и слабых сторон пользовательских интерфейсов был выполнен детализированный сравнительный анализ четырех популярных веб-приложений для проведения телемедицинских консультаций: «СберЗдоровье» и «Яндекс.Здоровье» (Россия), Teladoc и Doctor On Demand (США). На втором этапе была произведена сегментация потребителей с описанием конкретных характеристик рынка (размер, прогноз роста, конкурентная среда и задачи продукта) и выделением Pеrsоnаs для каждого сегмента. Результаты исследования показали, что российские платформы, несмотря на стабильную навигацию и визуальное оформление, в меньшей степени ориентированы на разнообразные группы пользователей, особенно уязвимые категории. Сделанные выводы позволили выявить оптимальные UX-решения и разработать рекомендации для совершенствования UX-аспектов телемедицинских приложений по пяти направлениям: навигация и структура интерфейса, доступность и инклюзивность, персонализация и юзабилити, обратная связь и вовлеченность пользователей, а также визуальный дизайн и эмоциональный комфорт.

Литература:

1. Покида, А. Н., Зыбуновская, Н. В. Развитие телемедицины в России: взгляд потребителей // Здоровье населения и среда обитания. — 2021. — Т. 29. — № 12. — С. 7–16. doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-12-7-16

2. Шадеркин, И. А. Барьеры телемедицины и пути их преодоления // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. — 2022. — Т. 8. — №2. — С. 59–76. doi.org/10.29188/2712-9217-2022-8-259-76

3. Проблемы телемедицины в России // Zdrav.Expert. [Электронный ресурс]. URL: https://zdrav.expert/a/679023 (дата обращения: 02.12.2024)

4. Klager, E., Lintschinger, J. M., Teufel, A., Schaden, E. и др. Optimising co-design processes in telemedicine innovation-developing a telemedical solution for emergency medical services // PLoS One. — 2024. — Oct 18;19(10):e0309955. doi.org/10.1371/journal.pone.0309955

5. Быкова, Е. В., Когай, А. Д. B2C-коммуникации российских телемедицинских цифровых платформ с молодежной и старшей аудиторией // Коммуникативные исследования. — 2025. — Т. 12. — № 2. — С. 249–263

6. Золотухина, В. Г., Рассолова, А. А. Ключевые аспекты применения телемедицины в здравоохранении Российской Федерации // Научные записки молодых исследователей. — 2022. — Т. 10. — № 3. — С. 59–77

7. Ahmed, A., Shahzad., A., Naseem, A., Ali, S. и др. Evaluating the effectiveness of data governance frameworks in ensuring security and privacy of healthcare data: A quantitative analysis of ISO standards, GDPR, and HIPAA in blockchain technology // PLoS One. — 2025. — May 23;20(5):e0324285. doi.org/10.1371/journal.pone.0324285

8. Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation) // European Union. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2016/679/oj/eng (дата обращения: 19.04.2025)

9. Асадуллин, Р. М., Копылов, Я. К. Важность проектирования идентичного интерфейса кроссплатформенного приложения // Вестник науки. — 2025. — Т. 2. — № 7. — С. 372–377

10. Humаn Intеrfасе Guidеlinеs // Aррlе Inс. [Электронный ресурс]. URL: https://developer.apple.com/ design/human-interface-guidelines (дата обращения: 20.05.2025)

11. Cоореr, A., Rеimаnn, R., Crоnin, D. Abоut Fасе 3: Thе Essеntiаls оf Intеrасtiоn Dеsign. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2007. — 610 с.

1. Pokida, A. N., Zybunovskaia, N. V. (2021). Razvitie telemeditsiny v Rossii: vzgliad potrebitelei [Development of Telemedicine in Russia: A Consumer View]. Zdorov’e naseleniia i sreda obitaniia [Public Health and Life Environment]. Vol. 29, no. 12, pp. 7–16. doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-12-7-16. (In Russian)

2. Shaderkin, I. A. (2022). Bar’ery telemeditsiny i puti ikh preodoleniia [Telemedicine barriers and ways to overcome them]. Rossiiskii zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniia [Russian Journal of Telemedicine and E-Health]. Vol. 8, no. 2, pp. 59–76. doi.org/10.29188/2712-9217-2022-8-2-59-76. (In Russian)

3. Zdrav.Expert (2022). Issues of Telemedicine in Russia. — Available at: https://zdrav.expert/a/679023 (accessed: 02.12.2024). (In Russian)

4. Klager, E., Lintschinger, J. M., Teufel, A., Schaden, E., et al (2024). Optimising co-design processes in telemedicine innovation-developing a telemedical solution for emergency medical services. PLoS One. Oct 18;19(10):e0309955. doi.org/10.1371/journal.pone.0309955

5. Bykova, E. V., Kogai, A. D. (2025). B2C-kommunikatsii rossiiskikh telemeditsinskikh tsifrovykh platform s molodezhnoi i starshei auditoriei [B2C communications of Russian telemedicine digital platforms with youth and senior audiences]. Kommunikativnye issledovaniia [Communication Studies]. Vol. 12, no. 2, pp. 249–263. (In Russian)

6. Zolotukhina, V. G., Rassolova, A. A. (2022). Kliuchevye aspekty primeneniia telemeditsiny v zdravookhranenii Rossiiskoi Federatsii [The most important aspects of the use of telemedicine in healthcare in the Russian Federation]. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei [Scientific Notes of Young Researchers]. Vol. 10, no. 3, pp. 59–77. (In Russian)

7. Ahmed, A., Shahzad., A., Naseem, A., Ali, S. et al (2025). Evaluating the effectiveness of data governance frameworks in ensuring security and privacy of healthcare data: A quantitative analysis of ISO standards, GDPR, and HIPAA in blockchain technology. PLoS One. May 23;20(5):e0324285. doi.org/10.1371/journal.pone.0324285

8. European Union (2016). Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation). — Available at: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2016/679/oj/eng (accessed: 19.04.2025)

9. Asadullin, R. M., Kopylov, Ia. K. (2025). Vazhnost’ proektirovaniia identichnogo interfeisa krossplatformennogo prilozheniia [The Importance of Designing an Identical Cross-Platform Application Interface]. Vestnik nauki [Bulletin of Science]. Vol. 2, no. 7, pp. 372–377. (In Russian)

10. Aррlе Inс (2025). Humаn Intеrfасе Guidеlinеs. — Available at: https://developer.apple.com/design/ human-interface-guidelines (accessed: 20.05.2025)

11. Cоореr, A., Rеimаnn, R., Crоnin, D. (2007). Abоut Fасе 3: Thе Essеntiаls оf Intеrасtiоn Dеsign. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 610 p.

Дата поступления рукописи в редакцию: 31.05.2025

Дата принятия рукописи в печать: 25.06.2025

Цифровые технологии в здравоохранении в настоящее время являются неотъемлемой практикой, меняя привычный пользовательский опыт на всех этапах оказания медицинской помощи. Телемедицина как отдельное направление взаимодействия в связке «врач — пациент», становится привычной повсеместной практикой, призванной упростить решение рутинных задач (диагностика, контроль хронических заболеваний, реабилитация, психологическая помощь и др.). Существенным стимулом для развития телемедицины в России стала пандемия COVID-19, когда ограничительные меры и необходимость минимизировать физический контакт привели к широкому внедрению технологий удаленных консультаций . В условиях карантина телемедицина стала одним из немногих способов обеспечить доступность медицинской помощи [1].

Проведение тeлемедицинских консультаций на современном этапе производится посредством специализированных приложений (платформ), обеспечивающих систему видеосвязи, средства защиты данных, электронные медицинские карты и др. Анализ существующих решений показывает, что многие из них недостаточно адаптированы для использования разными группами населения, особенно пожилыми людьми и пользователями с низкой цифровой грамотностью [2].

Согласно данным современных исследований, одними из основных барьеров использования приложений для проведения телемедицинских консультаций являются настороженность и недоверие людей к новому виду взаимодействия с врачом [3]. Люди привыкли к очным визитам к врачу, где они могут лично общаться с медицинским специалистом, проходить осмотр и получать рекомендации в реальном времени. Дистанционные консультации через приложения или сайты воспринимаются как нечто абстрактное, из-за чего пользователи могут сомневаться в эффективности такого формата, особенно если речь идет о серьезных заболеваниях.

Также использованию медицинских веб-приложений препятствует непонимание разнообразия пользователей, включая пожилых людей, имеющих низкий уровень технической грамотности, и пациентов с ограниченными возможностями здоровья, что объясняется нежеланием и/или отсутствием компетенции у разработчиков в создании программных решений конкретно для телемедицины [2]. Недостаток знаний о специфике телемедицинских приложений приводит к тому, что функционал и управление логикой работы решений приспосабливаются к набору стандартных инструментов любого сайта, подобным образом ограничивая возможности пользования телемедицинскими услугами всеми группами пациентов, из чего следует, что UX-дизайн приложений для дистанционного пользования медицины недостаточно продуман. Активное внедрение практик оказания телемедицинской помощи в систему здравоохранения демонстрирует наряду с положительными результатами ряд ограничений, связанных с особенностями пользовательского опыта приложений, что требует их адаптации под существующие потребности пациентов.

Для Цитирования:
Надежда Юрьевна Вяткина, Дарья Денисовна Лапун, Изучение особенностей пользовательского запроса актуального UX-дизайна веб-приложений телемедицинских консультаций. Международная экономика. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: