Слова «исследования потребителей» стали хайпом последних лет. Только ленивый не сказал о том, что потребитель — это «босс», «главный», «король» и т. д. Но вот неловкий момент — исследования потребителей были всегда, с самого старта развития исследовательской индустрии. Несколько удивительных фактов:
— первое исследование потребителей было проведено в 1879 году в США рекламным агентством N.W. Ayer and Son, оно же было и первым исследованием рынка в истории;
— первые профессиональные исследования потребителей рынка начались в 1911 году отделом маркетинговых исследований издательства Curtis Publishing Company в США;
— активное развитие различных методологий изучения потребительского поведения в США пришлось на 1920– 1940-е годы как количественных, так и качественных;
— широкое распространение первых компьютерных технологий обработки данных потребительских исследований пришлось на 1960–1970-е годы.
Очевидно, так уж сложилось, что вся история развития и использования потребительских исследований пришлась на западный мир (преимущественно США, Великобритания, Германия), а мы только сейчас почувствовали вкус к этим методам, шаг за шагом применяя опыт столетия.
В настоящее время огромный интерес к таким исследованиям продиктован экономическими факторами — рынок внутри страны и за ее пределами стал настолько быстро и вариативно развиваться, что без опоры на реальные мнения и точные данные невозможно принимать взвешенные решения, ведущие к успеху.
Для начала определимся с терминологией. Исследования потребителей — это большая часть исследований рынка вообще и отличается от стальных фокусом на человеке как участнике рыночных отношений. Остальные типы исследований затрагивают области договорных отношений, взаимодействия юридических лиц и государственных учреждений, мониторинг финансовых показателей, аналитику и прогнозирование рыночных факторов и т.д. Чтобы определить, является ли исследование потребительским, можно задать себе проверочный вопрос: «Насколько важен человеческий (потребительский) фактор в понимании этого вопроса?» Если ответ «Важен», то любая задача будет определяться как исследование потребителей. Если это бренд — мы узнаем у потребителей, как они его воспринимают и сравнивают с остальными брендами. Если это продукт или услуга — мы изучаем отношение потребителей к выбору, покупке и использованию. В основе результатов таких исследований лежит потребительский опыт, восприятие и выводы, которые помогают заказчику сформировать комплекс собственных решений.