По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Изучение мнения потребителей: как правильно организовать и применить полученные результаты на практике

Скворцова И. Г. эксперт в области маркетинговых исследований, бизнес-тренер и консультант по разработке стратегии и управлению системным ростом компании, e-mail: skvortsova.ig.411@gmail.com, Москва
Skvortsova Irina Expert in marketing research, business tracker and consultant on strategy development and management of the company's systemic growth, Moscow

Потребительские исследования — одно из самых развитых направлений исследовательской деятельности. Их полезность сложно переоценить, но иногда не сразу понятно, как правильно организовать и как лучше применить результаты. В этой статье вы не найдете инструкции с описанием стандартных процессов проведения подобных проектов, а также не получите «волшебного рецепта» по применению результатов. Зато вам приоткроются секреты успешности потребительских исследований и эффективного подхода к тому, что мы называем «имплементацией результатов».

Слова «исследования потребителей» стали хайпом последних лет. Только ленивый не сказал о том, что потребитель — это «босс», «главный», «король» и т. д. Но вот неловкий момент — исследования потребителей были всегда, с самого старта развития исследовательской индустрии. Несколько удивительных фактов:

— первое исследование потребителей было проведено в 1879 году в США рекламным агентством N.W. Ayer and Son, оно же было и первым исследованием рынка в истории;

— первые профессиональные исследования потребителей рынка начались в 1911 году отделом маркетинговых исследований издательства Curtis Publishing Company в США;

— активное развитие различных методологий изучения потребительского поведения в США пришлось на 1920– 1940-е годы как количественных, так и качественных;

— широкое распространение первых компьютерных технологий обработки данных потребительских исследований пришлось на 1960–1970-е годы.

Очевидно, так уж сложилось, что вся история развития и использования потребительских исследований пришлась на западный мир (преимущественно США, Великобритания, Германия), а мы только сейчас почувствовали вкус к этим методам, шаг за шагом применяя опыт столетия.

В настоящее время огромный интерес к таким исследованиям продиктован экономическими факторами — рынок внутри страны и за ее пределами стал настолько быстро и вариативно развиваться, что без опоры на реальные мнения и точные данные невозможно принимать взвешенные решения, ведущие к успеху.

Для начала определимся с терминологией. Исследования потребителей — это большая часть исследований рынка вообще и отличается от стальных фокусом на человеке как участнике рыночных отношений. Остальные типы исследований затрагивают области договорных отношений, взаимодействия юридических лиц и государственных учреждений, мониторинг финансовых показателей, аналитику и прогнозирование рыночных факторов и т.д. Чтобы определить, является ли исследование потребительским, можно задать себе проверочный вопрос: «Насколько важен человеческий (потребительский) фактор в понимании этого вопроса?» Если ответ «Важен», то любая задача будет определяться как исследование потребителей. Если это бренд — мы узнаем у потребителей, как они его воспринимают и сравнивают с остальными брендами. Если это продукт или услуга — мы изучаем отношение потребителей к выбору, покупке и использованию. В основе результатов таких исследований лежит потребительский опыт, восприятие и выводы, которые помогают заказчику сформировать комплекс собственных решений.

Для Цитирования:
Скворцова И. Г., Skvortsova Irina, Изучение мнения потребителей: как правильно организовать и применить полученные результаты на практике. Директор по маркетингу и сбыту. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: