Макаронные изделия относятся к основным продуктам питания, и спрос на них достаточно стабилен. Макаронные изделия представляют собой консервированное тесто из пшеничной муки специального помола. Они имеют высокую питательную ценность, хорошую усвояемость, быстро готовятся, хорошо перевозятся и сохраняются.
Современный рынок макаронных изделий развивается достаточно динамично.
Основной объем российского рынка макаронных изделий формируется главным образом за счет продукции отечественного производства — на ее долю в настоящее время приходится около 96%. Доля импортных макаронных изделий на рынке до 2014 года составляла в среднем около 8%, что обусловлено ростом спроса на зарубежную продукцию. Однако в 2014–2015 годах ее доля снизилась в среднем до 4% по причине значительного удорожания зарубежной продукции вследствие обесценивания рубля и переориентации потребителя на более дешевые изделия отечественного производства. На экспорт поставляется около 2% произведенной продукции. Среди стран, импортирующих российские макаронные изделия, выделяются Беларусь и Казахстан (около 61% от всех экспортных поставок). В настоящее время на потребительском рынке в широком ассортименте представлены традиционные изделия, продукция повышенной пищевой ценности и лечебно-профилактического назначения, макаронные изделия быстрого приготовления, а также изделия «специального формата» разных торговых марок и производителей.
Динамика производства и потребления макаронных изделий в целом отражает состояние доходов населения. В 2014–2016 годах на фоне сокращения реальных доходов население перешло к сберегательной модели потребления, произошла переориентация спроса на более дешевые продукты питания, в том числе и на макаронные изделия экономсегмента. По итогам 2016 года объем рынка вырос на 8,2%, до 1170 тыс. т. В 2017 году объем потребления макаронных изделий составил 1269,3 тыс. т, что еще на 9,4% выше уровня предыдущего года.
В настоящее время, несмотря на отсутствие роста реальных доходов населения, наблюдается рост спроса на продукцию повышенного качества среднего и премиум-сегмента. Потребители все больше отдают предпочтение полезной и качественной продукции, несмотря на более высокую стоимость. Наблюдается тенденция наращивания объемов производства макаронных изделий повышенной пищевой ценности, продукции с нетрадиционными натуральными добавками, а также макаронных изделий оригинальных форм и специального формата [1–3].