Макаронные изделия относятся к основным продуктам питания, и спрос на них достаточно стабилен. Макаронные изделия представляют собой консервированное тесто из пшеничной муки специального помола. Они имеют высокую питательную ценность, хорошую усвояемость, быстро готовятся, хорошо перевозятся и сохраняются.
Современный рынок макаронных изделий развивается достаточно динамично.
Основной объем российского рынка макаронных изделий формируется, главным образом, за счет продукции отечественного производства – на ее долю в настоящее время приходится около 96%. Доля импортных макаронных изделий на рынке до 2014 года составляла в среднем около 8%, что обусловлено ростом спроса на зарубежную продукцию. Однако в 2014-2015 гг. ее доля снизилась в среднем до 4% по причине значительного удорожания зарубежной продукции вследствие обесценивания рубля и переориентации потребителя на более дешевые изделия отечественного производства. На экспорт поставляется около 2% произведенной продукции. Среди стран, импортирующих российские макаронные изделия, выделяются Беларусь и Казахстан (около 61% от всех экспортных поставок). В настоящее время на потребительском рынке в широком ассортименте представлены традиционные изделия, продукция повышенной пищевой ценности и лечебно-профилактического назначения, макаронные изделия быстрого приготовления, а также изделия «специального формата» разных торговых марок и производителей.
Динамика производства и потребления макаронных изделий в целом отражает состояние доходов населения: В 2014-2016 гг. на фоне сокращения реальных доходов население перешло к сберегательной модели потребления, произошла переориентация спроса на более дешевые продукты питания, в том числе и на макаронные изделия эконом-сегмента. По итогам в 2016 года объем рынка вырос на 8,2% до 1 170 тыс. тонн. В 2017 году объем потребления макаронных изделий составил 1 269,3 тыс. тонн, что еще на 9,4% выше уровня предыдущего года.
В настоящее время, несмотря на отсутствие роста реальных доходов населения, наблюдается рост спроса на продукцию повышенного качества среднего и премиум-сегментов. Потребители все больше отдают предпочтение в пользу полезной и качественной продукции, несмотря на более высокую стоимость. Наблюдается тенденция наращивания объемов производства макаронных изделий повышенной пищевой ценности, продукции с нетрадиционными натуральными добавками, а также макаронных изделий оригинальных форм и специального формата [1-3].