Статья поступила 02.12.2022.
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ. Проект № 20-011-00385 «Иконография античных и средневековых философов в православных храмах: специфика визуальной репрезентации человека в русской культуре».
Самые яркие культурные явления находятся в «пограничной зоне» — там, где проходит граница между Собственным и Чужим. Каждая локальная, национальная культура периодически обращается к вопросу о собственных границах, истоках и взаимоотношениях с другими культурами и системами ценностей. Иногда даже начинает казаться, что других вопросов буквально не остается. Так зачастую представляют русскую культуру: как постоянные метания между Западом, Востоком и собственными внутренними ориентирами. Есть периоды, вроде второй половины XIX в. и начала ХХ в., когда эти поиски и рассуждения становятся центральными как в философии, так и в искусстве, политике и прочих сферах жизни людей. Но нельзя забывать и о других содержательных темах, важных в контексте мировых и локальных социальных и культурных процессов. В данной статье предлагается рассмотреть значимые образы, возникшие в отечественной живописи в эпоху модерна и ранее, воплощающие общие представления о таких базовых элементах философской рефлексии, как Человек, Культура, Природа. Тема поиска национальной визуальной традиции также будет затронута, однако она не является центральной для данного исследования. Автор в большей степени старается рассмотреть художественный образ Мудреца с точки зрения его истоков и значения для отечественной культуры в целом.
Русская культура, безусловно, не может рассматриваться как замкнутая и самостоятельная, в отрыве от значимых тенденций европейской. Конечно, цивилизационный подход, крайне популярный в России на стыке XIX–XX вв., мыслит культурные образования как закрытые, что сильно влияет на представления об отношениях между Востоком и Западом, Россией и Европой и пр. Однако, если проанализировать корни этих взглядов и в целом оценить общий настрой риторики конца XIX в., можно сказать, что главное в нем даже не само сравнение и сопоставление культурных традиций, сколько разочарование в критическом рациональном подходе и вместе с тем поиск новых культурных оснований и ожидание новой, лучшей страницы истории. Отдельное место в этих поисках занимает человек. С одной стороны, в условиях явного технического, экономического и социального прогресса человек продолжает мыслиться как рациональное, целеустремленное существо, осваивающее и подчиняющее себе окружающий мир. С другой — появляется представление о человеке как проявлении мощной духовной силы, которая несоизмеримо больше, чем он сам. Именно из этой идеи выросла философия Ф. Ницше, философия жизни, которая в дальнейшем повлияла и на психоаналитический подход к анализу культуры и человека, а также постмодернизм через перцепцию французскими авторами. Это представление человека стало крайне важным для всего ХХ в., но на его рассвете требовало серьезной разработки и силами философии, и силами искусства.