По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2 DOI:10.33920/nik-01-2303-01

Изображение Мудреца в русском искусстве конца XIX — начала XX века: особенности визуального образа и его культурное значение*

Васильева Марина Александровна ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», Россия, 199106, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, д. 2, E-mail: Ma.vasilyeva@gmail.com

В статье рассматривается образ Мудреца как архетипичный для русской живописи конца XIX — начала XX в. Помимо разработанных сюжетов о самоопределении русской культуры в этот период, поиска визуальной составляющей национальной культуры, автора интересуют внутренняя логика выбора художниками центрального образа многих произведений. Тема поисков и создания национальной визуальной традиции в статье затронута, но не является главной. В работе проанализированы полотна нескольких значимых на протяжении ряда десятилетий художников: В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.К. Рериха. Автор обращается к их общей теме, а именно к образу Мудреца, сравнивает сюжетные и живописные особенности изображений и делает выводы относительно их культурного значения. По мнению автора, обращение к образу Мудреца (реального или собирательного) отражает работу по культурному самоопределению, поиску баланса между природным, культурным и человеческим, демонстрирует приоритет извечного, а не актуального.

Литература:

1. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии. Взаимодействие художественных культур. — М.: Наука, Восточная литература, 1994.

2. Нойманн И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. — М., 2004.

3. Сайд Э. Ориентализм // Искусство кино. — 1995. — № 8. — С. 22–27.

4. Вахитов Р.Р. Евразийство и европеизация в России начала ХХ века: «Российский ориентализм» и антиориентализм евразийства // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2013. — № 2 (22).

5. Муравьева Л.А. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века // Финансы и кредит. — 2010. — № 32 (416).

6. Муравьева Л.А. Экономическое развитие России во второй половине XIX — начале XX века // Международный бухгалтерский учет. — 2017. — № 21 (435).

7. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. — М.: Мысль, 1971.

8. Данилов А.Г. Российская интеллигенция: понятие и теоретические проблемы формирования // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2004. — № 4.

9. Митрополит Константин. Опыт встречи: Церковь и интеллигенция в начале XX века // Империя и религия. К 100-летию Петербургских религиозно-философских собраний 1901–1903 гг.: Материалы Всероссийской конференции / Науч. ред. А.В. Карпов, А.И. Тафинцев. — СПб.: Алетейя, 2006. — С. 21–46.

10. Жукоцкий В.Д. Русская интеллигенция и религия: опыт историософской реконструкции смысла // Философия и общество. — 2001. — № 1 (22).

11. Синелина Ю.Ю. Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность // Мониторинг. — 2012. — № 4 (110).

12. Байдин В.В. Архетипы и символы русской культуры: от архаики до современности. Статьи и эссе / В.В. Байдин. — СПб.: Алетейя, 2022.

13. Нестеров М.В. Воспоминания. — М.: Советский художник, 1985.

14. Нестеров М.В. Письма. Избранное. — Л., 1988.

1. Kagan M.S., Khiltukhina E.G. The problem of “West-East” in cultural studies. Interaction of artistic cultures. — M.: Science, Eastern Literature, 1994.

2. Neumann I. The use of the “Other”. Images of the East in the formation of European identities. — M., 2004.

3. Said E. Orientalism // Cinema Art. — 1995. — No. 8. — Р. 22–27.

4. Vakhitov R.R. Eurasianism and Europeanization in Russia at the Beginning of the 20th Century: “Russian Orientalism” and Eurasian Anti-Orientalism // Humanitarian Studies in Eastern Siberia and the Far East. — 2013. — No. 2 (22).

5. Muravieva L.A. Socio-economic development of Russia in the first half of the XIX century // Finance and credit. — 2010. — No. 32 (416).

6. Muravieva L.A. Economic development of Russia in the second half of the 19th — early 20th century // International Accounting. — 2017. — No. 21 (435).

7. Leikina-Svirskaya V.R. Intelligentsia in Russia in the second half of the 19th century. — Moscow: Thought, 1971.

8. Danilov A.G. Russian intelligentsia: the concept and theoretical problems of formation // Izvestiya vuzov. North Caucasian region. Series: Social Sciences. — 2004. — No. 4.

9. Metropolitan Konstantin. Meeting Experience: The Church and the Intelligentsia at the Beginning of the 20th Century // Empire and Religion. To the 100th anniversary of the St. Petersburg religious and philosophical meetings of 1901–1903: Proceedings of the All-Russian Conference / Nauch. ed. A.V. Karpov, A.I. Tafintsev. — St. Petersburg: Aleteyya, 2006. — Р. 21–46.

10. Zhukotsky V.D. Russian Intelligentsia and Religion: Experience of Historiosophical Reconstruction of Meaning // Philosophy and Society. — 2001. — No. 1 (22).

11. Sinelina Yu.Yu. Church and intelligentsia. Myths and reality // Monitoring. — 2012. — No. 4 (110).

12. Baidin V.V. Archetypes and symbols of Russian culture: from archaic to modern. Articles and essays / V.V. Baidin. — St. Petersburg: Aletheya, 2022.

13. Nesterov M.V. Memories. — M.: Soviet artist, 1985.

14. Nesterov M.V. Letters. Favorites. — L., 1988.

Статья поступила 02.12.2022.

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ. Проект № 20-011-00385 «Иконография античных и средневековых философов в православных храмах: специфика визуальной репрезентации человека в русской культуре».

Самые яркие культурные явления находятся в «пограничной зоне» — там, где проходит граница между Собственным и Чужим. Каждая локальная, национальная культура периодически обращается к вопросу о собственных границах, истоках и взаимоотношениях с другими культурами и системами ценностей. Иногда даже начинает казаться, что других вопросов буквально не остается. Так зачастую представляют русскую культуру: как постоянные метания между Западом, Востоком и собственными внутренними ориентирами. Есть периоды, вроде второй половины XIX в. и начала ХХ в., когда эти поиски и рассуждения становятся центральными как в философии, так и в искусстве, политике и прочих сферах жизни людей. Но нельзя забывать и о других содержательных темах, важных в контексте мировых и локальных социальных и культурных процессов. В данной статье предлагается рассмотреть значимые образы, возникшие в отечественной живописи в эпоху модерна и ранее, воплощающие общие представления о таких базовых элементах философской рефлексии, как Человек, Культура, Природа. Тема поиска национальной визуальной традиции также будет затронута, однако она не является центральной для данного исследования. Автор в большей степени старается рассмотреть художественный образ Мудреца с точки зрения его истоков и значения для отечественной культуры в целом.

Русская культура, безусловно, не может рассматриваться как замкнутая и самостоятельная, в отрыве от значимых тенденций европейской. Конечно, цивилизационный подход, крайне популярный в России на стыке XIX–XX вв., мыслит культурные образования как закрытые, что сильно влияет на представления об отношениях между Востоком и Западом, Россией и Европой и пр. Однако, если проанализировать корни этих взглядов и в целом оценить общий настрой риторики конца XIX в., можно сказать, что главное в нем даже не само сравнение и сопоставление культурных традиций, сколько разочарование в критическом рациональном подходе и вместе с тем поиск новых культурных оснований и ожидание новой, лучшей страницы истории. Отдельное место в этих поисках занимает человек. С одной стороны, в условиях явного технического, экономического и социального прогресса человек продолжает мыслиться как рациональное, целеустремленное существо, осваивающее и подчиняющее себе окружающий мир. С другой — появляется представление о человеке как проявлении мощной духовной силы, которая несоизмеримо больше, чем он сам. Именно из этой идеи выросла философия Ф. Ницше, философия жизни, которая в дальнейшем повлияла и на психоаналитический подход к анализу культуры и человека, а также постмодернизм через перцепцию французскими авторами. Это представление человека стало крайне важным для всего ХХ в., но на его рассвете требовало серьезной разработки и силами философии, и силами искусства.

Для Цитирования:
Васильева Марина Александровна, Изображение Мудреца в русском искусстве конца XIX — начала XX века: особенности визуального образа и его культурное значение*. Вопросы культурологии. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: