Спецоценка условий труда на рабочих местах водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (далее — Методика). Главное для работодателя — правильно оценивать различные факторы, влияющие на работников и, соответственно, — на количество и размер компенсаций за вредность, предусмотренных трудовым законодательством. Наиболее значимыми для водителей являются введенные Методикой изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор — «поза сидя». И он тоже важен для водителей. Раньше по результатам аттестации рабочих мест водителей их условия труда часто признавались вредными. Однако сейчас ситуация изменилась.
Ранее уровень шума оценивался по гигиеническим критериям, базировавшимся на санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96, утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 36. Данным документом устанавливались предельно допустимые уровни (далее — ПДУ) шума в зависимости от класса автомобиля. Для легковых автомобилей ПДУ по шкале А составлял 60 дБ, для грузовых — 70, для спецтехники — 80. Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному.
Получалось, что в кабине нового КамАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры. К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.
Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался. Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей. В Методике различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.