По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.37

Изменения в составе заведующих кафедрами университетов россии и проблемы повышения эффективности их деятельности

С.Д. Резник д-р экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент», директор Института экономики и менеджментаПензенского государственного университета архитектуры и строительства
О.А. Сазыкина канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент», директор Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

В статье представлены результаты мониторинга заведующих кафедрами и экспертного опроса, свидетельствующие о существенных изменениях в составе и содержании деятельности заведующих кафедрами университетов России. Выявлены гендерные, возрастные и стажевые особенности состава заведующих кафедрами. Определены приоритеты деятельности и некоторые особенности управленческого воздействия заведующих кафедрами на преподавателей и сотрудников. Предложены пути повышения эффективности управленческой деятельности заведующих кафедрами.

Литература:

1. Алавердов А.Р., Алавердова Т.П. Заведующий кафедрой современного вуза: ученый, педагог, администратор?//Высшее образование в России. — 2013. —№ 5. — С.  51.

2. Дружилов С.А. Кафедра вуза в новых условиях: проблемы и перспективы // Инновации в образовании. — 2013. — № 3.

3. Еремкин А.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого персонала. — Учебное пособие. —Пенза: ПГУАС, 2007.

4. Еремкин А.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А.Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. — 2008. — № 2. — С. 96–101.

5. Петров В., Стегний В. Социальный статус заведующего кафедрой в современной высшей школе. // Высшее образование в России. — 2007. — № 1. — С.  133–119.

6. Резник С.Д. Менеджмент в вузе: научная и методическая поддержка // Russian Journal of Management. — М.: ИНФРА-М, 2015. — Vol. 3. — Iss. 1. — C. 87-94. DOI: 10.12737/11801.

7. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А.Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета // Социологические исследования. — 2003. — № 6. — С. 106.

8. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики. Монография / Под ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГАСА, 2003.

9. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: Учебник с грифом УМО. — М.: ИНФРА-М, 2015.

10. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. Подготовка молодой смены преподавателей вузовской кафедры: опыт регионального университета // Russian Journal of Management. — М.: ИНФРА-М, 2015. — Vol. 3. Iss. 3. — C. 278-286. — DOI: 10.12737/12080.

11. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста. — М.: ИНФРА-М, 2016.

12. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов // Russian Journal of Management. — М.: ИНФРА-М, 2015. — Vol. 3. Iss. 2. — C. 140-149. — DOI: 10.12737/11864.

13. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. — 2008. — № 6. — С. 57–61.

14. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Управление функциональными процессами на вузовской кафедре: результаты социологического мониторинга заведующих кафедрами российских вузов // Russian Journal of Management. — 2015. —Т. 3. — № 4. — C. 407-418. — DOI: 10.12737/13108.

15. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. — 2013. — № 3. — С. 46–52.

16. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения: Монография / Под общ. ред. С.Д. Резника. — М.: ИНФРА. — М., 2013.

17. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2014.

18. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Шестернина О.И., Фомин Г.Б. Деканы России:социологический портрет, технологии и организация деятельности: моногр. / Под общ. ред. С.Д. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2013.

19. Сазыкина О.А. Моделирование профессиональных компетенций преподавателя вуза, совмещающего научно-педагогическую и управленческую деятельность // Russian Journal of Management. — М.: ИНФРА-М, 2015. —Vol. 1. — Iss. 6. — C. 342-348. — DOI: 10.12737/2534.

20. Труд и занятость в России. 2013: Стат.сб. / Росстат. — M., 2013.

21. Труд и занятость в России. 2015: Стат.сб. / Росстат. — M., 2015. — 274 с.

22. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: Монография / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. — М.; ИНФРА-М, 2015. — 400 с.

23. Управление высшим учебным заведением. Учебник с грифом УМО / Под ред. В.М. Филиппова и С.Д. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 768 с.

24. Управление кафедрой / Резник С.Д. Учебник для вузов с грифом Минобразования РФ. Предисловие В.М. Филиппова. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 635 с.

25. Управление факультетом. Учебник с грифом УМО / Под ред. С.Д. Резника. Предисловие Г.А. Балыхина. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 696 с.

26. Черноморченко С.И., Потапенко О.А. Роль заведующего кафедрой высшего учебного заведения в формировании творческой активности научно-педагогических кадров // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.— 2014. — Т. 3. — № 1. — С. 45.

Последние годы система высшего образования в России претерпевает существенные изменения. Это обусловлено тем, что модернизация высшей школы как основного направления вложения инвестиций в развитие человеческого потенциала является приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации.

Реформирование российской системы высшего образования происходит в сложных социально-экономических условиях, которые создает внешняя среда (потребители, конкуренты, предприятия и организация — работодатели, органы местной и федеральной власти, международное пространство и др.).

Задачи, стоящие перед вузами, являются в своем комплексе столь важными, сложными и вместе с тем неотложными, что их решение требует максимальных усилий, высокой степени инициативы и активности каждого работника вуза, и в особенности — руководящих и управленческих кадров. В связи с этим возрастающую роль может играть кафедра как ключевое звено в системе управления российским университетом.

«Реформирование системы высшего образования в России в настоящее время диктует необходимость внедрения изменений в традиционную модель управления вуза. В связи с этим меняется и роль кафедры современного вуза в организации учебного и воспитательного процесса» [26, с. 45]. В то же время бесспорен тот факт, что «в системе управления любым вузом одну из ключевых ролей играют заведующие кафедрами» [1, с. 51].

Новые условия рыночной экономики изменили и усложнили работу непосредственного руководителя кафедры — ее заведующего. Среди вызовов времени, существенно влияющих на деятельность заведующих кафедрами, можно выделить:

•ужесточение требований к оценке эффективности деятельности вузов;

•процессы слияния вузов (в частности, создание федеральных университетов), введение статуса национальных исследовательских университетов и придание им на этой основе большей значимости по сравнению с обычными региональными вузами;

•крайне высокий средний возраст заведующих кафедрами, снижающий их организационную и публикационную активность;

Для Цитирования:
С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Изменения в составе заведующих кафедрами университетов россии и проблемы повышения эффективности их деятельности. Юрист ВУЗа. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: