По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.763.35 DOI:10.33920/str-01-2202-04

Изменения в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП в условиях удорожания строительных материалов

И. С. Полякова канд. экон. наук, доцент, экономический обозреватель, E-mail: editor.sppk@gmail.ru

Несмотря на то что законы в области ГЧП/МЧП и концессий приняты достаточно давно и постоянно дополняются и изменяются, правовое регулирование данной сферы все еще несовершенно. В современных условиях приходится учитывать еще одну проблему — существенный рост цен на строительные материалы, негативно влияющий на стоимость и эффективность строительных проектов. В конце 2021 г. это потребовало серии очередных поправок. В статье рассматривается порядок внесения изменений в концессионные соглашения, а также соглашения государственно-частного партнерства, обусловленные ростом стоимости строительных материалов, систематизированы основные новеллы.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310121.

2. Васильева, Е. Ю. Факторы роста стоимости реализации инвестиционно-строительных проектов в РФ на современном этапе // Сметно-договорная работа в строительстве. — 2021. — № 12. — С. 4–12.

3. Васильева, Е. Ю. Эволюция законодательства в области соглашений государственно-частного партнерства в Российской Федерации в 2021 году // Сметно-договорная работа в строительстве. — 2021. — № 12. — С. 49–54.

4. Бакрунов, Ю. О., Васильева, Е. Ю. Правовые аспекты различных видов договоров при финансировании строительства // Теория и практика современной науки. — 2021. — № 7 (73). — С. 19–22.

5. Полякова, И. С. Использование договоров государственно-частного партнерства в условиях несовершенства законодательного регулирования в РФ // Сметно-договорная работа в строительстве. — 2021. — № 12. — С. 55–62.

6. Росинфра. Правительство уточнило условия изменения концессий и соглашений о ГЧП из-за удорожания стройматериалов. Аналитический материал [Электронный ресурс]. — URL: https://rosinfra.ru/news/pravitelstvo-utocnilo-uslovia-izmenenia-koncessij-i-soglasenij-o-gcp-iz-za-udorozania-strojmaterialov.

7. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (ред. от 31.12.2021) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

9. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2014 г. № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2021 г.).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 №783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом».

11. Тимохина, М. И. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту в сфере закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 6-1. — С. 203–205. DOI 10.24411/2500-1000-201911283.

12. Polyakova I., Vasilyeva E. Public-and-private partnership development under conditions of the imperfect legal regulation // E3S Web of Conferences. 2018 International Science Conference on Business Technologies for Sustainable Urban Development, SPbWOSCE 2018. — 2019. — С. 02162.

13. Акимова, Е. М. Правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия: Курс лекций / Е. М. Акимова, Е. Ю. Чибисова. — М.: Московский государственный строительный университет, 2015. — 104 с. ISBN 978-5-7264-0996-2.

1. Order of the Government of the Russian Federation, 31.12.2021 No. 2594 "On introduction of amendments to some acts of the Government of the Russian Federation". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202112310121.

2. Vasilyeva, E. Yu. Factors of growth of realization value of investment and construction projects in the Russian Federation at the present stage. Budget-andcontracted work in construction. 2021, No. 12, pp. 4–12.

3. Vasilyeva, E. Yu. Evolution of the legislation in the field of agreements of publicprivate partnership in the Russian Federation in 2021. Budget-and-contracted work in construction. 2021, No. 12, pp. 49–54.

4. Bakrunov, Yu. O., Vasilyeva, E. Yu. Legal aspects of different types of agreements when financing construction. Theory and practice of modern science. 2021, No. 7 (73), pp. 19–22.

5. Polyakova, I. S. The use of agreements of public-and-private partnership in the conditions of imperfection of legislative regulation in the Russian Federation. Budget-and-contracted work in construction. 2021, No. 12, pp. 55–62.

6. Rosinfra. Government specified the conditions of change of concessions and agreements on PPP because of the rise in price of building materials. Analytical material. Available at: https://rosinfra.ru/news/pravitelstvo-utocnilo-uslovia-izmenenia-koncessij-i-soglasenij-o-gcp-iz-za-udorozania-strojmaterialov.

7. Order of the Government of the Russian Federation No. 2594, December 31, 2021. "On introduction of amendments to some acts of the Government of the Russian Federation".

8. Order of the Government of the Russian Federation, 05.03.2007 No. 145 (edited on 31.12.2021) "On the order of the organization and conducting state examination of the project documentation and results of engineering research".

9. Order of the Government of the Russian Federation, April 24, 2014 No. 368 "On the approval of Rules of providing by antimonopoly authority of consent to change of conditions of the concessionary agreement" (changes and additions from December 31, 2021).

10. Order of the Government of the Russian Federation, 04.07.2018 No. 783 "On implementation by the customer of write-off of the amounts of the penalties (penalties, a penalty fee) added to the supplier (the contractor, the contractor), but which are not written off by the customer in connection with non-execution or improper execution in 2015 and (or) 2016 of the obligations provided by the contract".

11. Timokhina, M. I. Responsibility of the parties for non-execution or improper execution of obligations under the public (municipal) contract in the sphere of purchases. The International magazine of humanitarian and natural sciences. 2019, No. 6-1, pp. 203–205. DOI 10.24411/2500-1000-2019-11283.

12. Polyakova, I., Vasilyeva, E. Public-and-private partnership development under conditions of the imperfect legal regulation. In the collection: E3S Web of Conferences. 2018 International Science Conference on Business Technologies for Sustainable Urban Development, SPbWOSCE 2018. 2019, pp. 02162.

13. Akimova, E. M. Legal support of financial activities of the enterprise: Course of lectures. E. M. Akimova, E. Yu. Chibisova. Moscow: Moscow state construction university, 2015.

2021 г. ознаменовался высоким ростом цен на основные строительные ресурсы [2, 3], что привело к принятию ряда законодательных новелл, призванных смягчить удар для подрядчиков по строительным контрактам. В частности, Минстрой России решил допустить возможность пересмотра цены госконтрактов по строительству ([1]).

В конце 2021 г. Правительство РФ приняло поправки в действующий порядок внесения изменений в условия концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (или муниципально-частном) партнерстве [4]. Поправки также касаются увеличения стоимости контрактов по причине удорожания стоимости строительных материалов (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [4, 5]. Действие постановления будет распространяться на контракты, которые были заключены до 1 января 2021 г.

Основные изменения коснулись:

- Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 [8]);

- Правил согласования Федеральной антимонопольной службой изменений условий концессионных соглашений (постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 [9]);

- Правил компенсации заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом [10].

По мнению автора, неоднократно выраженному в предыдущих работах [5, 12], законодательство в области ГЧП/ МЧП и концессий действительно нуждается в развитии и совершенствовании. 2021 г., ознаменовавшийся существенным ростом цен на строительные материалы, стал одним из периодов, когда пересмотр порядка внесения изменений в соглашения концессий и ГЧП/МЧП необходим и полезен участникам инвестиционно-строительного процесса.

Своевременное внесение изменений в соглашение несет важный положительный смысл, так как способствует сохранению здоровых отношений сторон, позволяет бесконфликтно и без потерь удовлетворить их интересы [13].

Для Цитирования:
И. С. Полякова, Изменения в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП в условиях удорожания строительных материалов. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: