По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Изменения динамики и структуры рынка электромобилей в России

Фасхиев Х. А. д-р техн. наук, проф. кафедры прикладной гидромеханики, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», проф. кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, faskhiev@mail.ru

Описаны тенденции российского рынка электромобилей. Отмечено, что объемы продаж электромобилей в России небольшие, но темпы роста рынка не уступают мировым. Выявлены факторы, препятствующие росту рынка автомобилей на электроприводе. Российский рынок электромобилей характеризуется высокой ценой импортных электромобилей, отсутствием субсидий и льгот их покупателям и производителям, официальных дилеров, слабым развитием инфраструктуры зарядки, условиями эксплуатации. Несмотря на это начался интенсивный рост продаж электромобилей в стране. Приведены статистические данные продаж, сегментация рынка по моделям, структура парка, состояние зарядной сети. Развитие рынка в будущем будет определяться темпами снижения цен на аккумуляторы и предоставлением господдержки покупателей и производителей «зеленого» транспорта.

В начале второго десятилетия XXI века в мировой автоиндустрии началась новая эра — переход на электрический привод. К концу 2019 г. число электромобилей в мире достигла 8 млн (1,3% парка). По данным экспертов к 2040 г. количество электромобилей в мире превысит 400 млн. Международное энергетическое агентство не исключает сценарий, при котором к 2040 г. на дорогах будет 930 млн электромобилей, что составит около 50% мирового автопарка. Если 10 лет назад мировые продажи электромобилей не превышали 7 тыс., то только за первое полугодие 2019 г. было продано 1134 тыс. электромобилей, что на 46% больше, чем за тот же период прошлого года [1]. В годовом исчислении объем продаж составил 2200 тыс. (табл. 1). Из них на «чистые» электромобили, оснащенные только электромотором и блоком аккумуляторов, пришлось 74% продаж, на подключаемые гибриды — 26%.

Доля электромобилей в общем объеме продаж достигла 2,5 %. По всему миру интенсивно для них развивается сеть зарядных станций. Число стандартных зарядных станций превысило 320 тыс., а и станций быстрой зарядки — 120 тыс. [2]. Процесс этот по странам идет неоднородными темпами. Так, из проданных в 2018 г. 2018,2 тыс. электромобилей львиная доля пришлась на Китай — 1256 тыс. (+80%), Европу — 400 тыс. (+30%) и США — 360 тыс. (+80%). В Норвегии, например, доля электромобилей в продажах превышают 50%. В Китае парк электромобилей превысил 3,7 млн ед.

Начиная с 2010 г. в странах, где правительства активно поддержали покупателей и производителей «зеленых» транспортных средств, начался лавинообразный рост их количества [3]. С 2010 г. цены на электромобили упали на 65%. По прогнозам стоимость владения электромобилем и автомобилем с ДВС в сегменте C сравняется в 2022 г., а в сегменте кроссоверов — уже к 2020 г. Эти прогнозы основаны на том, что цена самого дорогого элемента электромобиля — литий-ионного аккумулятора стремительно падает. Если три года назад его стоимость доходила до половины стоимости автомобиля, то сегодня она упала до 33%, а к 2022 г. снизится до 20% [4].

Для Цитирования:
Фасхиев Х. А., Изменения динамики и структуры рынка электромобилей в России. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: