По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 54.18

Изменение свойств моторного масла во время эксплуатации в дизельном двигателе

Зазуля А. Н. д-р техн. наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве», г. Тамбов
Белов С. А. магистрант E-mail: publ@vniitin.ru, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве», г. Тамбов

В статье рассматривается процесс старения моторного масла, источники его загрязнения, особенности срабатывания присадок, находящихся в нем, и изменения, происходящие в процессе долива свежего масла.

Литература:

1. Кирилюк П. А. Изменение качества картерного масла у тракторов МТЗ-50 при использовании их на транспортных работах // Доклады научн. конф. Кишиневского с.-х. института. — Кишинев, 1987. — С. 77–79.

2. Линецкий И. Е. Совершенствование системы охлаждения масла форсированных тракторных и комбайновых двигателей / И. Е. Линецкий, А. А. Воронин // Двигателестроение. — 1986. — № 8. — С. 28–30.

3. Итинская Н. И. Справочник по топливу, маслам и техническим жидкостям / Н. И. Итинская, Н. А. Кузнецов // М.: Колос. — 1982. — 208 с.

4. Ворожихина В. И. Закономерности расходования нейтрализующей присадки / В. И. Ворожихина, А. В. Непогодьев и др. // Двигатели внутреннего сгорания. — 1969. — № 12. — С. 40–47.

5. Непогодьев А. В. Исследование процессов загрязнения масла в турбопоршневых двигателях: Дис. канд. техн. наук. — Коломна, 1965. — 215 с.

6. Артемьев В. А. Оценка срабатываемости противоизносных присадок моторных масел в двигателях ЯМЗ / В. А. Артемьев, Бойков Д. В. и др. // Трение и износ. — 1985. — Т. 6. — № 1. — С. 71–75.

7. Морозов В. И. Очистка масла в дизелях / В. И. Морозов, С. М Арциомов // Л.: Судостроение, 1971. — 192 с.

8. Холин И. И. Повышение эффективности использования моторных масел при эксплуатации тракторов: Дис. канд. техн. наук. — Рязань, 1987. — 200 с.

9. Непогодьев А. В. Метод оценки интенсивности старения масла / А. В. Непогодьев, В. И. Ворожихина // Двигатели внутреннего сгорания. — 1969. — № 12. — С. 3–9.

10. Дуркин Б. А., Данилова Е. В. Браковочные параметры работавших масел в дизелях типа 4 и 4Н 15/18 // Двигатели внутреннего сгорания. — 1979. — №18. — С. 12–14.

Снижение эксплуатационных свойств моторных масел в двигателях внутреннего сгорания сельскохозяйственной техники значительно отражается на их надежности, следовательно, необходимо периодически выполнять замену масел. Периодичность замены моторных масел в двигателях внутреннего сгорания регламентируется эксплуатационно-технической либо конструкторской документацией. Вместе с тем в настоящее время замена моторных масел не всегда «сопряжена с потерей их качества до уровня, ниже которого использование по прямому функциональному значению становится экономически нецелесообразным или технически невозможным. Довольно часто замену моторного масла выполняют преждевременно, до того как оно выработало свой ресурс, что приводит к неоправданным затратам на техническое обслуживание и резкому повышению расхода масел на предприятии [1–4].

В ходе эксплуатации дизельного двигателя состав и свойства моторного масла меняются, в результате чего через какое-то время возникает необходимость его замены.

Можно выделить несколько основных направлений, составляющих процесс старения масла:

— окисление углеводородной основы;

— расходование присадок;

— загрязнение посторонними примесями из внутренних и внешних источников;

— частичное восстановление при доливах для компенсации угара;

— удаление примесей фильтрами.

Окисление углеводородов масла вызывается его высоким нагревом в присутствии кислорода. В картере двигателя температура масла составляет 50 … 120 °С, в зоне первого поршневого кольца 200 … 250 оС, на поверхности стенки цилиндра — 300...350 °С [1, 2].

Для всех процессов старения, в частности для окисления, большое значение имеет постоянная циркуляция масла между картером и высокотемпературной зоной: зоной поршневых колец и периодически открываемой для контакта с газами поверхностью цилиндра.

При эксплуатации моторного масла в двигателе внутреннего сгорания происходит его окисление, что влечет за собой увеличение вязкости и появление веществ, приводящих к лако- и нагарообразованию в деталях цилиндро-поршневой группы двигателя. Шламы в картере, вызывать коррозию цветных металлов. Известны случаи, когда в результате окисления масло в картере полностью теряло свою текучесть.

Для Цитирования:
Зазуля А. Н., Белов С. А., Изменение свойств моторного масла во время эксплуатации в дизельном двигателе. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: