По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Изменение системы местного самоуправления в Российской Федерации: основные нормативные положения, касающиеся организации системы, и перспективы развития

Михаил Геннадьевич Николаев кандидат юридических наук, г. Москва
Игорь Алексеевич Попов магистр права, г. Москва

Обновленная Конституция РФ сформировала систему органов публичной власти, в нее вошли также и органы местного самоуправления. В 2025 году был принят федеральный закон, конкретизирующий позиции, представленные в Конституции РФ. Он определил новые базовые понятия, а также сформулировал, каким образом может выглядеть новое местное самоуправление в России. Основа — различные типы муниципальных образований: городские округа, муниципальные округа, внутригородские территории (в городах федерального значения), источник финансирования — местные бюджеты (но предусматривается возможная поддержка из федеральных и региональных средств), территориальное устройство — границы устанавливаются, учитывая наличие инфраструктуры и, соответственно, транспортной доступности, структурно ОМСУ включают ряд обязательных органов (представительный орган, главу муниципалитета и местную администрацию, при этом глава может избираться как населением, так и депутатами, включая возможность назначения по конкурсу). Регионам предоставили возможность определять параметры МСУ в соответствующих нормативных правовых актах. Право выбора параметров МСУ (двухуровневая или одноуровневая система) закончилось тем, что большинство (на данный момент) ориентируется в основном на одноуровневую систему управления1 . Это означает, что муниципалитеты будут сокращены, а главы новообразованных — в основном предлагаться к назначению со стороны высших должностных лиц субъекта Федерации. Проанализированная в статье судебная практика, касающаяся деятельности МСУ, чаще всего связана с использованием муниципального имущества и соблюдением природоохранных норм.

Статья 132 обновленной в 2020 году Конституции РФ закрепила, что органы местного самоуправления входят вместе с органами государственной власти в систему публичной власти РФ. Совместно они должны эффективно решать поставленные задачи в интересах населения, которое проживает на определенной территории.

В контексте реализации этих конституционных положений был модифицирован и регламентирующий местное самоуправление нормативный правовой акт (Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»).

В этом документе определены следующие базисные понятия и конкретизированы форматы работы органов местного самоуправления (далее — ОМСУ):

• Местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая конституционно форма самоорганизации граждан для осуществления народом своей власти, направленная для самостоятельного решения вопросов, касающихся обеспечения жизнедеятельности.

• Местное самоуправление функционирует, основываясь на позиции самостоятельности, независимости от другого органа местного самоуправления, регламентация деятельности и образование таких структур определены не только в профильном федеральном законодательстве, но и также в законодательстве субъекта Федерации. Подчеркивается, что в уставах муниципальных образований (да и в других муниципальных актах) есть возможность дистанционного взаимодействия органов, входящих в систему публичной власти. Также возможен дистанционный порядок участия в заседаниях представительного органов.

• Расходы местного самоуправления возлагаются на местные же бюджеты. При необходимости эти обязательства также могут финансироваться и за счет иных бюджетов (федерального, федеральных внебюджетных фондов, а также бюджетов субъектов Федерации). Разграничение полномочий между уровнями системы публичной власти, подчеркивается в законе, обеспечивается в первую очередь финансовыми средствами и материальными ресурсами.

Для Цитирования:
Михаил Геннадьевич Николаев, Игорь Алексеевич Попов, Изменение системы местного самоуправления в Российской Федерации: основные нормативные положения, касающиеся организации системы, и перспективы развития. Глава местной администрации. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: