Статья 132 обновленной в 2020 году Конституции РФ закрепила, что органы местного самоуправления входят вместе с органами государственной власти в систему публичной власти РФ. Совместно они должны эффективно решать поставленные задачи в интересах населения, которое проживает на определенной территории.
В контексте реализации этих конституционных положений был модифицирован и регламентирующий местное самоуправление нормативный правовой акт (Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»).
В этом документе определены следующие базисные понятия и конкретизированы форматы работы органов местного самоуправления (далее — ОМСУ):
• Местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая конституционно форма самоорганизации граждан для осуществления народом своей власти, направленная для самостоятельного решения вопросов, касающихся обеспечения жизнедеятельности.
• Местное самоуправление функционирует, основываясь на позиции самостоятельности, независимости от другого органа местного самоуправления, регламентация деятельности и образование таких структур определены не только в профильном федеральном законодательстве, но и также в законодательстве субъекта Федерации. Подчеркивается, что в уставах муниципальных образований (да и в других муниципальных актах) есть возможность дистанционного взаимодействия органов, входящих в систему публичной власти. Также возможен дистанционный порядок участия в заседаниях представительного органов.
• Расходы местного самоуправления возлагаются на местные же бюджеты. При необходимости эти обязательства также могут финансироваться и за счет иных бюджетов (федерального, федеральных внебюджетных фондов, а также бюджетов субъектов Федерации). Разграничение полномочий между уровнями системы публичной власти, подчеркивается в законе, обеспечивается в первую очередь финансовыми средствами и материальными ресурсами.