В настоящее время одной из ключевых тенденций развития экономики, носящих глобальный характер, является ее цифровизация. Она предполагает применение там, где это возможно и целесообразно, современных электронных средств, каналов связи, а также способов учета и хранения информации с использованием электронного документооборота.
В то же время о цифровизации экономики невозможно говорить в отрыве от цифровизации общества в целом, поскольку первая предполагает в числе прочего глубокую интеграцию в жизнь людей социальных сетей, развитие интернет-технологий и распространение современных мобильных устройств. Поэтому не случайно в экономической литературе цифровизация рассматривается как тенденция развития не только экономики, но и общества [1].
Данные социально-экономические процессы не могут не влиять на правовые системы государств, затронутых процессами цифровизации, включая Россию, поскольку эти процессы сопровождаются обновлением нормативного материала, регулирующего отношения, входящие в предметы различных отраслей права, в том числе и трудового.
В науке трудового права дисциплинарный проступок исследуется с применением общеправовой конструкции «состав правонарушения». Как известно, этот подход предполагает анализ всех признаков (элементов) правонарушения в их неразрывном единстве, к каковым относят субъекта, субъективную сторону, объект и объективную сторону правонарушения.
Так, с развитием информационных технологий получают все большее распространение новые формы так называемой атипичной занятости, что уже отразилось на содержании действующего ТК РФ. В 2013 году в него была включена новая глава об особенностях труда дистанционных работников. В настоящее время поднимается вопрос о дальнейшем совершенствовании правового регулирования дистанционного труда и адекватном урегулировании в ТК РФ такой формы занятости, как удаленная работа, понятие которой не равнозначно понятию дистанционной занятости. Поднимается вопрос и о необходимости регламентации нормами трудового права трудовой деятельности лиц, работающих через интернет-платформы, с целью предоставления им трудоправовых гарантий, аналогичных тем, которые предоставляются лицам, работающим по трудовым договорам.