Валерий Геннадьевич Шафиров
Временно исполняющий обязанности ректора Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, кандидат юридических наук
Евгений Евгеньевич Можаев
Научный руководитель Национального научно-исследовательского института ресурсосбережения и энергоэффективности, доктор экономических наук, профессор
Инновации внутренне присущи любой развивающейся общественной системе. Рассмотрим основные направления инноваций в системе образования. Образование можно рассматривать как процесс. И в этом отношении инновации в области образования являются отражением исторически меняющихся требований общества к личности, что обусловлено необходимостью изменения содержания и методов образования в соответствии с социальным заказом. Но образование также можно рассматривать и как социальный институт. Социальные мотивы, порождающие инновационные процессы в сфере образования, в настоящее время существенно изменились, что привело к невиданной ранее глубине инноваций, затрагивающих самые основы образования как особого социального института.
Каковы же социальные мотивы реформ образования? Первый из них — несоответствие темпов развития образования темпам развития общества. Второй социальный мотив реформ образования — коренное изменение самого характера общественного прогресса. Вместе с социальной и научно-технической революциями человеческое общество вступило в эру «быстрого» развития, технологической сингулярности. Соревнование социальных систем и информационная революция создали предпосылки для сверхбыстрого функционирования экономического механизма. Поэтому большая роль отводится знаниям во всех видах человеческой деятельности, где возрастает значение новаторства, способности быстро реагировать на перемены, создавать новые технологии и заменять их новейшими, избегать информационной изоляции.