Национальной целью развития установлены показатели ежегодных темпов роста валового внутреннего продукта на уровне выше среднемирового, повышение экспорта продукции агропромышленного комплекса до 55 млрд долл. США, ввод в оборот земель на площади 13,2 млн га, величины которых являются прямым аргументом в поддержку расширения инвестиций в комплексное обустройство сельской местности и обновление основных фондов при эффективном распределении поступающих в бюджет доходов, ответственность достижения которых вызывает необходимость оценки [1].
Земельные ресурсы являются главным естественным фактором ускорения в 1,5 раза до 2030 г. производства сельскохозяйственной продукции, сопровождаемого повышением рентабельности, производительности, урожайности, товарности, благосостояния сельского населения, обороноспособности. Инвестирование в расширение сельскохозяйственного производства не исключает сделки с землей, а малые формы хозяйствования, не вовлечённые в потребительскую кооперацию, лишены самостоятельного наращения капитала для поддержания устойчивости.
Количественный и качественный состав геобиологических элементов основных производственных фондов характеризуется следующими статистическими данными. В 2023 г. на производственные цели задействовано 193,7 млн га сельхозугодий, из них — 116,0 млн га пашни, кормовые угодья — 57,4 млн га, многолетние насаждения — 1,8 млн га, залежь — 3,5 млн га, которые составляют 11% территории России [2]. В период 1991–2024 гг. выявлена проблема выбытия из оборота более 30 млн га земель сельскохозяйственного назначения в результате хронического недоинвестирования, непокрытого износа основных производственных фондов, текучести кадров, на устранение которой утверждена государственная программа эффективного ввода в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель, но выбытие площадей продолжает опережать их ввод [3].
Создан рынок земельных ресурсов, в основном решены вопросы собственности на землю, но кадастровая оценка земельных участков на значительной территории не завершена, создавая проблему нераскрытой стоимости. В собственности государства, юридических лиц, частников находится сельскохозяйственных земель, в %: 66,3; 6,2 (23570,2 тыс. га); 27,5. В период 2015–2022 гг. юридические лица прирастили фонд сельхозземель с 17281,8 тыс. га до 23570,2 тыс. га, или на 36,4%, из которых 84,3% в сельскохозяйственных организациях, большей частью холдингового типа, а нерезиденты, а том числе аффилированные с холдингами, владеют, по экспертным оценкам, около 1 млн га плодороднейшего слоя. Получить от земли в полтора раза больше продовольствия, имея полную самообеспеченность в запасах зерновых и масличных культур, при отсутствии плановых годовых темпов прироста, внедрения эффективных наукоемких технологий, семенного материала и удобрений, синхронности наращения складской базы, расширения средств логистики, ограничиваясь экономическими и административными мерами поддержки экспорта, ставит под сомнение радужность обозначенной перспективы. Прогнозируемые темпы наращения потребления в мире могут значительно отставать от внутренних амбиций усиления давления на земельные ресурсы со стороны холдингов, а роли малых, не организованных в международные кооперативы, форм хозяйствования, составляющих весомую долю в общем объёме урожая, не уделяется должного внимания — отражается невостребованный резерв повышения земельной ренты. Устойчивость хозяйствующих структур снижается в результате затяжного падения биржевых цен, порождаются риски попадания в ловушку низкой ликвидности. Существенная разность в цене свободной земли по сравнению с конкурентными зарубежными странами отражает восполняемый запас финансовой прочности, в особенности малых форм, на боковом движении биржевых цен. Земля вносит главный вклад в получение урожая, не утрачивая стоимости, в отличие от других видов основных фондов способна увеличивать её при эффективном использовании.