По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Из истории судоходства в Семипалатинске

Д.В. Каливошкина ученый секретарь, КГКП «Областной историко-краеведческий музей города Семей» Управления культуры, архивного дела и развития языков области Абай

Работа посвящена роли судоходства и использования водных путей в социально-экономическом развитии Казахстана, с особым акцентом на реку Иртыш и развитие судоходства в Семипалатинске (ныне Семей). Исследуется исторический контекст, в котором реки Казахстана становились основными транспортными артериями, способствующими развитию торговли, освоению территорий и культурным обменам. Рассматриваются различные виды судов, использовавшихся для переправы через Иртыш, такие как плашкоуты, гребные паромы и паромы-самолеты, а также роль Семипалатинска как важного торгового центра на водном пути между Сибирью и Центральной Азией. Работа также включает описания путешественников, которые оставили ценные свидетельства о судоходстве и переправах в этом регионе. Важным элементом работы являются иллюстрации, которые помогают визуализировать исторические процессы и виды судов того времени.

Литература:

1. Земляницын И. Исторический очерк Семипалатинска и его торговля // Материалы для статистики Туркестанского края. Вып. IV. Ташкент, 1876.

2. Ледебур К.Ф., Бунге А., Мейер К. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи / Пер. с немецк. В.В. Завалишин, Ю.П. Бубенков. М.: Наука, 1993.

3. Семенов-Тян-Шанский П. Путешествие в Тянь-шань // М.: Дрофа, 2007.

4. Сибирь и ссылка // Дж. Кеннан. — Москва : Логос, 1906. — VIII.

5. Семипалатинские областные ведомости, СПб. 1898, № 23, 13 июня

6. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. СПб.: А.Ф. Девриен, 1899–1914: Т. 18: Киргизский край // Сост., А.Н. Седельников, Л.П. Осипова, А.Н. Букейханов. М. 1903. VIII.

Судоходное строительство и использование водных путей играло важную роль для социально-экономического развития Казахстана. Реки всегда были основой для жизни людей. Крупные речные водоемы представляли собой естественные транспортные пути, по которым шло постепенное продвижение торгово-экономических связей. Водные ресурсы Казахстана способствовали активному освоению и заселению казахских территорий переселенцами. По берегам крупных рек сосредотачивалась основная жизнедеятельность в степи, это были плодородные земли, на которых ставились форпосты для продвижения казачьих отрядов. Кроме того, в XIX веке крупные реки Казахстана, в частности, Иртыш, связывающий Казахстан с Сибирью и Центральной Азией, давали хорошую возможность для формирования регионального речного судостроения, являвшегося в тот период началом развития водного транспорта, благодаря которому будут осуществляться торгово-экономические связи, перевозка людей, грузов и многое другое. Одним из важнейших центров судоходства на этом водном пути был Семипалатинск (ныне Семей), через который проходили ключевые торговые маршруты, а паромы и суда стали неотъемлемой частью жизни города и региона. С первых лет со дня основания Семипалатной крепости в 1718 году она стала центром обмена товаров между русскими купцами и джунгарами. Река Иртыш, служившая границей между двумя государствами, являлась важным транспортным путем, который требовалось преодолеть для совершения мены.

Для успешного развития торговли и бесперебойного сообщения между двумя берегами была организована перевозка людей и товаров с помощью плашкоутного судна1, устроенного при маяке2 [1].

Позднее для переправы стали использовать гребные паромы, которые, в зависимости от своих размеров, могли перевозить значительное количество грузов и людей. Паром представлял собой плоскодонное перевозочное речное судно, плот или две лодки с помостом для переправы греблей или по канату.

Для Цитирования:
Д.В. Каливошкина, Из истории судоходства в Семипалатинске. Музей. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала