Судоходное строительство и использование водных путей играло важную роль для социально-экономического развития Казахстана. Реки всегда были основой для жизни людей. Крупные речные водоемы представляли собой естественные транспортные пути, по которым шло постепенное продвижение торгово-экономических связей. Водные ресурсы Казахстана способствовали активному освоению и заселению казахских территорий переселенцами. По берегам крупных рек сосредотачивалась основная жизнедеятельность в степи, это были плодородные земли, на которых ставились форпосты для продвижения казачьих отрядов. Кроме того, в XIX веке крупные реки Казахстана, в частности, Иртыш, связывающий Казахстан с Сибирью и Центральной Азией, давали хорошую возможность для формирования регионального речного судостроения, являвшегося в тот период началом развития водного транспорта, благодаря которому будут осуществляться торгово-экономические связи, перевозка людей, грузов и многое другое. Одним из важнейших центров судоходства на этом водном пути был Семипалатинск (ныне Семей), через который проходили ключевые торговые маршруты, а паромы и суда стали неотъемлемой частью жизни города и региона. С первых лет со дня основания Семипалатной крепости в 1718 году она стала центром обмена товаров между русскими купцами и джунгарами. Река Иртыш, служившая границей между двумя государствами, являлась важным транспортным путем, который требовалось преодолеть для совершения мены.
Для успешного развития торговли и бесперебойного сообщения между двумя берегами была организована перевозка людей и товаров с помощью плашкоутного судна1, устроенного при маяке2 [1].
Позднее для переправы стали использовать гребные паромы, которые, в зависимости от своих размеров, могли перевозить значительное количество грузов и людей. Паром представлял собой плоскодонное перевозочное речное судно, плот или две лодки с помостом для переправы греблей или по канату.