Статья поступила 20.03.2020
Отечественные исследователи разделяют развитие краеведения на несколько этапов. Т.О. Размустова1 считает, что первый этап развития краеведения включает хронологические рамки со второй половины XIX в. до начала XX в., данный период исследователь называет «любительской моделью». Второй этап — с конца 1917 г. до конца 1920-х гг., данный период Т.О. Размустова называет «академической моделью». Третий — с конца 1940-х гг. до конца 1980-х гг. («музейная модель»). И четвертый, заключительный этап — с конца 1980-х гг. до настоящего времени, «социокультурная модель».2
Другой исследователь, С.О. Шмидт3, выделяет пять этапов развития краеведческой науки: первый — дореволюционный; второй — 1920-е гг.; третий — 1930-е — конец 1950-х гг.; четвертый — конец 1950-х — середина 1980-х гг.; пятый — со второй половины 1980-х гг. до настоящего времени4.
В некоторых моментах взгляды обоих исследователей совпадают, однако второй вариант представляется более полным, исключая из краеведческой историографии пробелы, тем самым раскрывая более детально глубину изученности данного направления.
Такое понятие, как «краеведение», вошло в обиход только в XX в. Общественное движение по изучению истории родного края активно началось только во второй половине XIX в.5, когда на всей территории Российской империи активизировались общественные деятели и организации, которые стремились к проведению в стране либеральных реформ и были приверженцами определенных взглядов. Они считали, что для удачного проведения задуманного необходимо внести коррективы в развитие образования, здравоохранения, способствовать «росту гражданского самосознания»6.
Развитие и изменение деятельности земств были направлены на улучшение деятельности местного самоуправления, что, в свою очередь, способствовало появлению новых деятелей с совершенно иными представлениями о развитии государства и общества, стремящихся к улучшению жизни людей на местах.