На определенном этапе использования человеком природных ресурсов заметное место отводилось добыче морских млекопитающих, в частности китообразных. Неконтролируемая хищническая эксплуатация этого ценнейшего природного ресурса привела к практически полной приостановке китобойного промысла, хотя еще относительно недавно эта отрасль занимала достойное место в системе пищевой и технической промышленности.
Цель данной работы — проанализировать исторические факты, обращенные к становлению, развитию и упадку китобойного промысла.
Ранняя история китобойного промысла (далее — КП) начинается с III тыс. до н.э., когда эскимосы и другие народы северной части Атлантического и Тихого океанов начали практиковать добычу китов (см. рис. 1). Известно, что инуиты, алеуты и японцы в качестве примитивных средств добычи использовали сети, отравленные копья или гарпуны. В I тыс. до н.э. баски освоили промысел северного гладкого кита Eubalaena glacialis, размножение которого проходило в Бискайском заливе (Jackson, 2017). В XVII в. на о. Амстердам (архипелаг Шпицберген) была основана голландско-датская китобойная станция в пос. Смеренбург, которая просуществовала с 1619 по 1657 г. В этом поселении работало 150 человек, обслуживающих китобоев, добывавших китов в Северном Ледовитом океане. В Смеренбурге было сооружено несколько медных печей для вытапливания ворвани — жира китов, имеющего жидкую консистенцию. Однако в середине 1650-х гг. из-за кратковременного похолодания (малый ледниковый период), не позволившего вести добычу китов, производство ценного жира было прекращено (Jackson, 2017).
В середине XIX в. с помощью тихоходных судов была освоена добыча кашалота Physeter macrocephalus и четырех видов гладких китов Balaenidae (Jackson, 2017). КП успешно освоили американцы. Промысловые суда дислоцировались в порте Нью-Бедфорд. С 1847 по 1861 г.
Своего расцвета КП достиг в период с 1950 по 1980 г., когда использование крупнотоннажных судов позволило расширить видовой состав добываемых зверей, а также облегчить охоту на китов в море и сделать ее более эффективной. Туши китов поднимали через корму на открытую палубу, где проводили их разделку. Плавучие заводы позволяли проводить обработку 100-тонного синего кита Balaenoptera musculus всего за один час. Современные суда были оборудованы дизельными двигателями и вертолетами, что позволяло китобоям существенно повысить уровень добычи китов (Jackson, 2017).