Ранее Конституционный суд вынес постановление, которым признал, что положения ЖК не обеспечивают решения вопроса об условиях удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным.
Один из экспертов посчитал, что постановление является социально направленным, корректирует судебную практику, устраняет пробелы жилищного законодательства и защищает малообеспеченные слои населения. Второй рассказал, что в Смоленской области была именно такая негативная в отношении граждан судебная практика, как ее описал Конституционный суд, поэтому хорошо, что в постановлении он отразил все значимые обстоятельства, связанные с делом. Третья заметила, что реализация постановления КС на практике поможет защитить права малоимущих собственников и устранит существующие сейчас пробелы в законодательстве.
Напомним, 25 апреля Конституционный суд провозгласил постановление № 20-П/2023, в котором указал пересмотреть порядок предоставления жилья малоимущим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являющимся собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
В Конституционный суд были направлены три жалобы, касающиеся одного и того же вопроса: ч. 1, 8 и 10 ст. 32 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК не гарантируют малоимущим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и являющимся собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, предоставление благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, если обеспечение жилыми помещениями не осуществляется в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Конституционный суд заметил, что, с одной стороны, ВС применительно к п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК указал, что собственнику или нанимателю жилья, признанного непригодным для проживания, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно, поскольку законодатель не обусловил признание нуждающимся в получении жилого помещения тем или иным правом, на котором лицу принадлежит его жилье.