По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Из аудитории — на работу: ожидания и реальность

Галина Чередниченко доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН

Рассогласование системы высшего образования и рынка труда — весьма значительная и болезненная проблема. Отслеживанием трудоустройства выпускников занимаются многие университеты. Изучение, как правило, ведется на небольших, региональных, узкоспециализированных площадках. Между тем проявляемые несоответствия спроса и предложения предполагают принятие решений на уровне всего общества.

Литература:

1. Демографический ежегодник России, 2001 / Стат. сб. — М.: Госкомстат России, 2001.

2. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник (2014). — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.

3. Обследование рабочей силы. 2016. — URL: http://www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat_main / rosstat / ru / statistics / publications / catalog / doc_1140097038766 (дата обращения: 12.01.2018).

4. Расчеты по материалам сайта Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф / министерство / статистика (дата обращения: 20.02.2018).

5. Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под общ. ред. Р. И. Капелюшникова, В. Е. Гимпельсона. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2011.

6. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Общ. ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова, С. Рощина. — М.: НИУ-ВШЭ, 2017. — URL: https://www.csr.ru / wp-content / uploads / 2017 / 03 / Doklad_trud.pdf (дата обращения: 03.03.2019).

7. Рощин С. Ю. От учебы к работе: трудности перехода // Отечественные записки. — 2006. — № 30 (3). — С. 134–151.

8. Студент 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л. Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург: УрФУ, 2017.

Возможность получить эмпирическую картину в масштабах всей страны появилась, когда Росстат впервые провел опрос трудоустройства выпускников высшего образования на общероссийской репрезентативной выборке. Опрос проводился в 2016 г. как дополнительный модуль к ежегодному выборочному обследованию рабочей силы во всех субъектах РФ и охватывал выпускников высшего и среднего профессионального образования 2010–2015 гг.1 . Объем выборки составил более 100 тыс. домашних хозяйств, где было опрошено 36 тыс. чело век, или около 0,3 % от общей численности указанных выпускников. На выпускников с высшим образованием приходится 60,4 % респондентов. В массиве опрошенных выпускников вузов преобладали специалисты и магистры — 83,8 % (бакалавры, соответственно, 16,2 %) и выпускники государственных (муниципальных) вузов — 91,9 % (частных — 7,1 %); соотношение мужчин и женщин составляет 42,2 к 57,8 %, городского и сельского населения — 83,4 к 16,6 %.

Эти параметры массива опрошенных соответствуют данным государственной статистики о выпускниках вузов страны в 2010–2015 гг. В указанный период происходило внедрение бакалавриата, но в выпуске еще преобладали специалисты. Численность выпуска из вузов уменьшалась слабее, чем число сверстников, поэтому охват молодежи обучением в высшей школе продолжал расти. Таким образом, давление выпускников на рынок труда не снижалось.

По данным обследования, 45,0 % всех выпускников работали в период обучения, в том числе 28,1 % постоянно и 16,9 % время от времени; при этом почти у четверти работа была связана с получаемой во время обучения профессией. По всем показателям выпускники более продолжительных форм обучения (специалитета и магистратуры) несколько опережают студентов бакалавриата. Эти упреждающие стратегии нацелены как минимум на получение опыта работы, который оценивается работодателем часто гораздо выше, чем характеристики дипломов, или как максимум на получение гарантированного рабочего места. И дальнейшие данные опроса подтверждают эффективность этих стратегий.

Для Цитирования:
Галина Чередниченко, Из аудитории — на работу: ожидания и реальность. Служба занятости. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: