Дата поступления рукописи в редакцию: 20.11.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 30.11.2023.
Италия была одной из стран — основателей Европейского экономического сообщества — теперь Европейского союза (ЕС). Экономика Италии является открытой и во многом зависит от доходов от внешней торговли.
Традиционной доходной частью Италии является туризм. На туризм приходится около 40% в общем объеме доходов от всех видов услуг (табл. 1).
Однако в 2022 г. доля туристских услуг сократилась, а транспортных — возросла. Данные изменения вызваны негативными политическими событиями вокруг России. Российские туристы охотно посещали Италию, и введение в отношении России санкций негативно отразилось на объемах туристских услуг Италии. Сальдо внешней торговли туристскими услугами Италии устойчиво положительное, и в 2022 г. оно достигло 18053 тыс. долл. США.
Туристская сфера Италии тяжело переживала пандемию COVID-19. Значительное падение объемов экспорта было в 2019–2020 гг. (табл. 2).
Падение темпов роста экспорта туристских услуг было самым значительным в 2020 г. — –60,08%. В 2021 г. туристская отрасль начала оживать и продемонстрировала значительный рост — 27,05 %. В 2022 г. рост продолжился и уже составил 76,18%.
В целом интеграция в европейское сообщество неоднозначно сказывается на экономике Италии. С 2015 г. наблюдаются проблемы в экономике Италии, с которыми она пока справиться не может. Членство в ЕС не только дает привилегии, но и ложится тяжким грузом по обязательствам участия в финансировании различных проектов ЕС.
В 2022 г. реальный рост ВВП упал на 10,39% (табл. 4). Это существенный экономический спад. Степень интеграции Италии в Евросоюз можно оценить как высокую. Италия и особенно ее внешняя торговля напрямую зависят от экономической конъюнктуры стран — лидеров ЕС: Германии, Франции, Великобритании. Также безусловным преимуществом для туристов и самих итальянцев является введение единого визового режима в большинстве стран ЕС в рамках Шенгенского соглашения.