По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/igt-2-2312-05

Италия в международной торговле товарами и услугами

Михаил Олегович Сотников ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: sotnikov.m@mail.ru

Международные экономические отношения являются постоянно развивающейся и усложняющейся системой. Экономики отдельных государств уже не могут быть независимыми от мировой экономики. В статье рассматривается экономика Италии и ее внешняя торговля товарами и услугами.

Литература:

1. Информация по странам [Электронный ресурс]. — URL: http://www.exportall.com.

2. Официальный сайт Европейского союза [Электронный ресурс]. — URL: https:// europa.eu/european-union/index_en.

3. Муртузалиева, С. Ю. Региональные торговые соглашения в современной мировой экономике / С. Ю. Муртузалиева, Д. А. Иванов // Международная экономика. — 2020. — № 1. — С. 24–34. DOI: 10.33920/vne-04-2001-02. EDN EUMMNS.

4. Юнктад [Электронный ресурс]. — URL: https://unctad.org/en/Pages/Home.aspx.

5. Филиппова, А. Г. Международная торговля и политика протекционизма как механизм адаптации к процессу глобализации / А. Г. Филиппова, С. Ю. Муртузалиева // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2020. — № S8. — С. 31–36. EDN FUDSBU.

6. Ereport.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ereport.ru/stat.php?count=libe ria&razdel=countr.

7. TRADE MAP [Электронный ресурс]. — URL: https://www.trademap.org/Index.aspx.

1. Information by country. Available at: http://www.exportall.com.

2. Official website of the European Union. Available at: https://europa.eu/europeanunion/index_en.

3. Murtuzalieva, S. Yu. Regional trade agreements in the modern world economy. S.Yu.Murtuzalieva, D. A. Ivanov. International Economics. 2020, No. 1, рр. 24–34. DOI: 10.33920/vne-04-2001-02. EDN EUMMNS.

4. Unctad. Available at: https://unctad.org/en/Pages/Home.aspx.

5. Filippova, A. G. International trade and the policy of protectionism as a mechanism of adaptation to the process of globalization. A. G. Filippova, S. Yu. Murtuzalieva. Currency regulation. Currency control. 2020, No. S8, pp. 31–36. EDN FUDSBU.

6. Ereport.ru. Available at: http://www.ereport.ru/stat.php?count=liberia&razdel=country.

7. TRADE MAP. Available at: https://www.trademap.org/Index.aspx.

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.11.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 30.11.2023.

Италия была одной из стран — основателей Европейского экономического сообщества — теперь Европейского союза (ЕС). Экономика Италии является открытой и во многом зависит от доходов от внешней торговли.

Традиционной доходной частью Италии является туризм. На туризм приходится около 40% в общем объеме доходов от всех видов услуг (табл. 1).

Однако в 2022 г. доля туристских услуг сократилась, а транспортных — возросла. Данные изменения вызваны негативными политическими событиями вокруг России. Российские туристы охотно посещали Италию, и введение в отношении России санкций негативно отразилось на объемах туристских услуг Италии. Сальдо внешней торговли туристскими услугами Италии устойчиво положительное, и в 2022 г. оно достигло 18053 тыс. долл. США.

Туристская сфера Италии тяжело переживала пандемию COVID-19. Значительное падение объемов экспорта было в 2019–2020 гг. (табл. 2).

Падение темпов роста экспорта туристских услуг было самым значительным в 2020 г. — –60,08%. В 2021 г. туристская отрасль начала оживать и продемонстрировала значительный рост — 27,05 %. В 2022 г. рост продолжился и уже составил 76,18%.

В целом интеграция в европейское сообщество неоднозначно сказывается на экономике Италии. С 2015 г. наблюдаются проблемы в экономике Италии, с которыми она пока справиться не может. Членство в ЕС не только дает привилегии, но и ложится тяжким грузом по обязательствам участия в финансировании различных проектов ЕС.

В 2022 г. реальный рост ВВП упал на 10,39% (табл. 4). Это существенный экономический спад. Степень интеграции Италии в Евросоюз можно оценить как высокую. Италия и особенно ее внешняя торговля напрямую зависят от экономической конъюнктуры стран — лидеров ЕС: Германии, Франции, Великобритании. Также безусловным преимуществом для туристов и самих итальянцев является введение единого визового режима в большинстве стран ЕС в рамках Шенгенского соглашения.

Для Цитирования:
Михаил Олегович Сотников, Италия в международной торговле товарами и услугами. Гостиничное дело. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: