Маркетинг как вид экономической деятельности возник не единовременно. До того как этот вид деятельности приобрел самостоятельность и стал применяться в различных сферах производственной и торговой деятельности, его отдельные элементы уже давно использовались даже в древности.
К числу таких элементов относятся устная реклама, каналы распределения, спонсорство (благотворительность) и др. Так, в Древнем Вавилоне еще за тысячу лет до новой эры использовались специальные знаки, обещающие за убежавшего раба награду в два быка. В середине XVIII века в Японии владелец крупного универсального магазина использовал личные продажи наиболее ходовых товаров через заказ, а также рекламу в местах продаж [5].
В этой связи можно выделить два исторических периода развития маркетинга:
— домаркетинговый период;
— маркетинговый период.
Домаркетинговый период характеризуется применением отдельных разрозненных элементов маркетинга. Однако как маркетинг система определенных мероприятий и элементов, используемых в хозяйственной деятельности, пока еще отсутствует.
Продолжительность домаркетингового периода многократно превышает маркетинговый и измеряется веками. При этом развитие отдельных теоретический положений в области маркетинга находится в зачаточном состоянии.
К числу таких положений можно отнести высказывание известного английского экономиста, отца современной экономики Адама Смита, сделанное им в 1776 году. «Потребление является единственной конечной целью производства» [1]. Это положение явилось базой экономической теории, которое гораздо позже обозначили термином «маркетинг».
Маркетинговый период начинается с зарождения в конце XIX века теоретических положений, предназначенных для решения актуальной проблемы сбыта товаров в условиях их перепроизводства, когда возникает массовое промышленное производство многих продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок потребителя как активного участника рынка, озабоченного поиском необходимых товаров, сменяется рынком продавца, который при насыщении его товарами озабочен их сбытом.