По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614:339.138 (07) DOI:10.33920/VNE-03-2203-02

История возникновения и развития маркетинга

Николаева М. А. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье представлен взгляд автора на историю возникновения и развития маркетинга. По своей сущности он не отличается значительно от общепринятой истории. Основное различие заключается в систематизации путем разделения истории на две стадии и несколько этапов. Кроме того, в основу этой систематизации положены не концепции маркетинга, а его функции.

Литература:

1. Алексунин В. А. Маркетинг: учебник-М.: ИТК «Дашков и К», 2007.-200с.

2. ИСО 9000–1994. Управление качеством.

3. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива./ пер. с франц. — СПб: Наука, 1996.

4. Котлер Ф. Маркетинг. — М.:Вильямс, 2007. — 656с.

5. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник. — М.: ИКФ Омега — Л., 2010–656с.

1. Aleksunin V. A. Marketing: uchebnik-M.: ITK «Dashkov i K», 2007.-200s.

2. ISO 9000–1994. Upravlenie kachestvom.

3. Lamben Zh. Zh. Strategicheskij marketing: Evropejskaja perspektiva./ per. s franc. — SPb: Nauka, 1996.

4. Kotler F. Marketing. — M.:Vil’jams, 2007. — 656s.

5. Pankruhin A. P. Marketing: uchebnik. — M.: IKF Omega — L., 2010–656s.

Маркетинг как вид экономической деятельности возник не единовременно. До того как этот вид деятельности приобрел самостоятельность и стал применяться в различных сферах производственной и торговой деятельности, его отдельные элементы уже давно использовались даже в древности.

К числу таких элементов относятся устная реклама, каналы распределения, спонсорство (благотворительность) и др. Так, в Древнем Вавилоне еще за тысячу лет до новой эры использовались специальные знаки, обещающие за убежавшего раба награду в два быка. В середине XVIII века в Японии владелец крупного универсального магазина использовал личные продажи наиболее ходовых товаров через заказ, а также рекламу в местах продаж [5].

В этой связи можно выделить два исторических периода развития маркетинга:

— домаркетинговый период;

— маркетинговый период.

Домаркетинговый период характеризуется применением отдельных разрозненных элементов маркетинга. Однако как маркетинг система определенных мероприятий и элементов, используемых в хозяйственной деятельности, пока еще отсутствует.

Продолжительность домаркетингового периода многократно превышает маркетинговый и измеряется веками. При этом развитие отдельных теоретический положений в области маркетинга находится в зачаточном состоянии.

К числу таких положений можно отнести высказывание известного английского экономиста, отца современной экономики Адама Смита, сделанное им в 1776 году. «Потребление является единственной конечной целью производства» [1]. Это положение явилось базой экономической теории, которое гораздо позже обозначили термином «маркетинг».

Маркетинговый период начинается с зарождения в конце XIX века теоретических положений, предназначенных для решения актуальной проблемы сбыта товаров в условиях их перепроизводства, когда возникает массовое промышленное производство многих продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок потребителя как активного участника рынка, озабоченного поиском необходимых товаров, сменяется рынком продавца, который при насыщении его товарами озабочен их сбытом.

Для Цитирования:
Николаева М. А., История возникновения и развития маркетинга. Лизинг. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: