По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

История возникновения фальсификации товаров и способов борьбы с ней

М.А. Николаева д-р техн. наук, проф. кафедры международной коммерции, ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ

В статье дана ретроспектива истории возникновения и распространения фальсификации продовольственных товаров от древности до наших дней. Рассмотрены попытки предотвращения фальсификации с помощью законов. Указов и других нормативных документов в разных странах, начиная с ХIХ века. Особенно подробно освещена борьба с фальсификацией и контрафакцией товаров в конце ХХ – начале ХХI века в России. Приведен ряд посвященных этой проблеме федеральных законов и других документов.

Литература:

1. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. — М.: Экономика, 1996.

2. Николаева М.А. Положишникова М.А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебник. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. — 456с.

3. Материалы по вопросу о фальсификации пищевых продуктов. — СПб., 1901; Частный проект законов по инициативе В.Е. Таирова. — Одесса: Вестник виноделия, 1901.

4. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. — М.: Изд. Художественная литература, 1980.

5. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 448 с.

6. Альмадинген А. Товароведение: учебник. — М., 1900.

7. Товароведение пищевых товаров: учебник. Кол. авторов / под ред. В.С. Смирнова. — М.: Госторгиздат, 1946. — 480 с.

8. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ.

9. Гражданский Кодекс РФ, часть 1У.

10. ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002. № 184-ФЗ.

Проблема предотвращения обмана потребителей с помощью разного рода подделок стара, как мир. Еще в древности находилось немало людей, которые обманывали ближнего из корыстных побуждений. Не случайно одна из заповедей Моисея гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книги Ветхого Завета. Каноны. Гл. 25).

Фальсификация товаров появилась на заре развития человечества с возникновением сначала товарного, а затем и товарно-денежного обмена. В основе этого социального явления лежало стремление определенной части людей побольше взять, поменьше дать. Однако обман не всегда был преднамеренным, а являлся следствием незнания одной из сторон действительной ценности обмениваемых товаров.

Так, в древнейшей и более поздней истории немало фактов такой неосведомленности одной из сторон и преднамеренного обмана другой. Достаточно вспомнить индейцев Южной и Центральной Америки, обменивавших золото на малоценные испанские товары, а то и просто приносящих его в дар испанцам еще до завоевания их земель. Русские купцы в обмен на металлические изделия, продукты питания, «огненную воду» (водку) за бесценок скупали у народов Восточной Сибири и Крайнего Севера дорогие меха (соболя, куницы и т.п.). Европейские мореплаватели обменивали дешевые бусы, зеркальца и другие недорогие товары на натуральный жемчуг, раковины у народов Аф-рики и Юго-Восточной Азии.

Перечень товаров, неравноценно обмениваемых путем обмана купцом покупателя, можно еще продолжить. Постепенно появляется сословие купцов (торговцев), основным видом деятельности которых становится торговля. При этом наиболее успешно она идет у тех купцов, которые обладают знаниями свойств товаров и на этой основе могут распознавать их разные виды, подвиды, сорта и места происхождения. Такие знания позволяют предотвратить риск от обмана продавцов, так как наряду с честными ремесленниками — производителями и продавцами товаров заявленного вида, наименования и надлежащего качества появляются обманщики, изготавливающие и реализующие подделки. К наиболее фальсифицируемым товарам древности следует отнести золото, серебро, ювелирные изделия, драгоценные и полудрагоценные камни, вино, мед.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, История возникновения фальсификации товаров и способов борьбы с ней. Товаровед продовольственных товаров. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: