В России 30 октября отмечается День инженера-механика. В обязанности именно этой профессии входит организация ремонтной службы и рациональной эксплуатации механического оборудования, подготовка и проведение ремонтов, монтаж и контроль над состоянием оборудования и др. Официальным годом рождения данной профессии принято считать 1854 г., когда русскому флоту срочно понадобились специалисты-механики.
Парусные суда участвовали в 1854 г. в действиях на Балтике и на Чёрном море. Опыт первых месяцев войны на обоих театрах боевых действий показал, что парусные корабли потеряли практическую ценность как боевые единицы. Союзники имели значительный перевес по всем типам кораблей, а паровых линейных кораблей в российском флоте не было вообще. Во время Крымской войны 1853–1856 гг. использование кораблей с паровым двигателем (рис. 1) показало преимущества парового флота и определило перспективы их развития. Это подтвердилось во время Гражданской войны в 1861–1865 гг. в Соединённых Штатах Америки, при создании броненосных кораблей (рис. 2).
349 дней длилась оборона Севастополя. В результате в России появился паровой броненосный флот, железные дороги и Донбасс. Для боевых кораблей техническое состояние паровой машины, рулевого управления, механизмов наведения, поворота башен являются основой боевой эффективности и живучести в бою. Поэтому роль машинной команды на крейсере в конце XIX века стала наиболее ответственной. На это указывает количественный состав машинных команд легендарных крейсеров российского флота — «Варяга» и «Авроры» (рис. 3).
Отсутствие длительного опыта эксплуатации паровых машин крейсеров начала XX века, уникальность оборудования, высокие требования к надежности требовали применения при конструировании больших запасов прочности. Условия работы оборудования характеризовались переменными, иногда максимальными нагрузками. Эксплуатационная надежность (безотказность) уникального корабельного оборудования обеспечивалась за счет четко организованной системы осмотров и операций по техническому обслуживанию. Для этого необходим обученный персонал, умеющий работать в стесненных условиях (рис. 4), технически грамотный и ответственный.