По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 623.40

История технического обслуживания и ремонта в России

Седуш В.Я. д-р техн. наук, профессор, Донецкий национальный технический университет, Украина, г. Донецк, ул. Артёма, д. 58
Сидоров В.А. канд. техн. наук, профессор, Донецкий национальный технический университет, Украина, г. Донецк, ул. Артёма, д. 58
Сушко А.Е. канд. техн. наук, заместитель генерального директора, ООО «Научно-технический центр "Завод балансировочных машин"» 134200, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 38, E-mail: sidorov_va@ukr.net

Эксплуатационная надежность механического оборудования во многом определяется техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР). Исторически различия в проведении ТОиР связаны с облуживанием уникального корабельного и однотипного паровозного оборудования. Рассмотренные подходы к обслуживанию автомобильного и авиационного транспорта выделяют ремонты по состоянию и принудительные ремонты. Недостаток информации о техническом состоянии является основной причиной отказов и аварий. Необходимо определенное соотношение между временем работы и количеством полученной информации, стоимостью проведенных ремонтов в рамках одного информационного комплекса.

Литература:

1. Как устроен и работает паровоз. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// vparavoz.com/typee/typee_39.html.

2. Иллюстрированное пособие паровозному машинисту http://wiki.nashtransport.ru/wiki/

3. История Планово-Предупредительных ремонтов на инженерном оборудовании. Интернет-ресурс Строй-медиа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stroymedia. com/2015–03–23–12–40–42.html.

4. Из истории создания системы плановопредупредительного ремонта канд.техн.наук Кац Б.А. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eam.su/iz-istorii-sozdaniya-sistemy-planovopredupreditelnogo-remonta.html.

5. Попов А.Г. Учет и возобновление запасных частей заводского оборудования через ремонтно-механические мастерские // Система и организация. — 1927. — №8–9. — С. 5–15.

6. Попов А.Г. Рационализация ремонтного дела на заводе. — М.: ГНТИ, 1931. — 79 c.

7. Спиридонов В.В. Рационализация ремонта заводского оборудования. Практическое руководство под ред. Б.О. Кагана. — Вып. 1. — Л., М.: Техника управления, 1931.

8. Спиридонов В.В. За планово-предупредительный ремонт (Книжка — ударнику. Серия агитационно-технической литературы) / Под редакцией ремонтной секции Сектора рационализации клуба РНХ им. Дзержинского. — М.: НКТП, 1932. — 51 с.

9. Спиридонов В.В. Система планово-предупредительных ремонтов. — М., Л.: Стандартизация и рационализация, 1934. — 86 с.

10. Борисов Ю.С., Жуков Г.П. Методика планирования ремонтов заводского оборудования способом приведения к условным единицам ремонтосложности // Организация производства. — 1934. — №9. — C. 16–21.

11. Борисов Ю.С., Жуков Г.П. Система периодических ремонтов оборудования машиностроительных предприятий. — М.: Оборонгиз, 1939. — 242 с.

12. Планово-профилактический ремонт в металлургии и машиностроении. Библиографический список литературы. — М.: Издание государственной научной библиотеки, 1939. — 27 с.

13. Борисов Ю.С. Планово-предупредительный ремонт оборудования в промышленности СССР. — М.: Машгиз, 1949. — 83 с.

14. Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технического оборудования машиностроительных предприятий / Под ред. проф. Якобсона М.О. — 6-е изд. — М.: Машиностроение, 1967. — 592 с.

15. Ящура А.И. Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования. Справочник. — М.: НЦ ЭНАС, 2006. — 504 с.

16. Правила технической эксплуатации механического оборудования доменных цехов. ВНИИОЧЕРМЕТ. — М.: Металлургия, 1968. — 212 с.

17. Правила технической эксплуатации механического оборудования мартеновских цехов. ВНИИМЕХЧЕРМЕТ. — М.: Металлургия,1979. — 202 с.

18. Правила технической эксплуатации механического оборудования блюмингов и непрерывно-заготовочных станов. — М.: Металлургия, 1979. — С. 192.

19. Правила технической эксплуатации механического оборудования агломерационных фабрик. ВНИИМЕХЧЕРМЕТ. — М.: Металлургия, 1985. — 143 с.

20. Правила технической эксплуатации механического оборудования конвертерных цехов металлургических предприятий. ВНИИМЕХЧЕРМЕТ. — М.: Металлургия, 1984. — 79 с.

21. Временное положение о техническом обслуживании и ремонтах (ТО и Р) механического оборудования предприятий системы Министерства черной металлургии СССР. — Тула, 1983. — 390 с.

22. Гребеник В.М., Цапко В.К. Надежность металлургического оборудования (оценка эксплуатационной надежности и долговечности). — М.: Металлургия, 1980. — 344 с.

23. Организация технического обслуживания металлургического оборудования / Седуш В.Я., Сопилкин Г.В., Вдовин В.З. и др. — К.: Техника, 1986. — 124 с.

24. Гребеник В.М., Гордиенко А.В., Цапко В.К. Повышение надежности металлургического оборудования: Справочник. — М.: Металлургия, 1988. — 688 с.

25. Положение о техническом обслуживании оборудования предприятий горно-металлургического комплекса. Приказ Министерства промышленной политики Украины №285 от 15.06.2004 г.

26. Кац Б.А. Зачем ремонтнику компьютер? // РИТМ (Ремонт. Инновации. Технологии. Модернизация). — 2012. — №5. — С. 14–16.

27. Данилов О., Скворцов Д., Свистула О. Автоматизация ТОиР. Хроника внедрений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.i-mash.ru/materials/automation/35654avtomatizacija-toir-khronika-vnedrenij.html.

28. Проников А.С. Параметрическая надежность машин / А.С. Проников. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. — 560 с.

В России 30 октября отмечается День инженера-механика. В обязанности именно этой профессии входит организация ремонтной службы и рациональной эксплуатации механического оборудования, подготовка и проведение ремонтов, монтаж и контроль над состоянием оборудования и др. Официальным годом рождения данной профессии принято считать 1854 г., когда русскому флоту срочно понадобились специалисты-механики.

Парусные суда участвовали в 1854 г. в действиях на Балтике и на Чёрном море. Опыт первых месяцев войны на обоих театрах боевых действий показал, что парусные корабли потеряли практическую ценность как боевые единицы. Союзники имели значительный перевес по всем типам кораблей, а паровых линейных кораблей в российском флоте не было вообще. Во время Крымской войны 1853–1856 гг. использование кораблей с паровым двигателем (рис. 1) показало преимущества парового флота и определило перспективы их развития. Это подтвердилось во время Гражданской войны в 1861–1865 гг. в Соединённых Штатах Америки, при создании броненосных кораблей (рис. 2).

349 дней длилась оборона Севастополя. В результате в России появился паровой броненосный флот, железные дороги и Донбасс. Для боевых кораблей техническое состояние паровой машины, рулевого управления, механизмов наведения, поворота башен являются основой боевой эффективности и живучести в бою. Поэтому роль машинной команды на крейсере в конце XIX века стала наиболее ответственной. На это указывает количественный состав машинных команд легендарных крейсеров российского флота — «Варяга» и «Авроры» (рис. 3).

Отсутствие длительного опыта эксплуатации паровых машин крейсеров начала XX века, уникальность оборудования, высокие требования к надежности требовали применения при конструировании больших запасов прочности. Условия работы оборудования характеризовались переменными, иногда максимальными нагрузками. Эксплуатационная надежность (безотказность) уникального корабельного оборудования обеспечивалась за счет четко организованной системы осмотров и операций по техническому обслуживанию. Для этого необходим обученный персонал, умеющий работать в стесненных условиях (рис. 4), технически грамотный и ответственный.

Для Цитирования:
Седуш В.Я., Сидоров В.А., Сушко А.Е., История технического обслуживания и ремонта в России. Главный механик. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: