По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.02

История таможенного тарифа в XIX веке

А. С. Елистратов канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный пер., д.36, e-mail: komsomol.1977@mail.ru

Автор проводит историческое исследование изменения таможенного тарифа в Российской империи в XIXв. как под влиянием теоретических идей различных экономических школ, так и объективных причин. Новизна статьи заключается в том, что экономическая история России в XIXв. показана через призму смены тарифа от протекционистского к либеральному и обратно. В статье подробно описаны условия, в которых вводился тот или иной тариф, а также последствия его применения.

Литература:

1. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. — М.: Наука, 1966. — 514 с.

2. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. — СПб.: СанктПетербург. тип. «Наука», 1997. — 741 с.

3. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. — СПб., 1861.

4. Водовозов В.В. Граф С.Ю. Витте и император Николай II. — Петроград, 1922. — 126 с.

5. Гурьев А.Н. Денежное обращение в России в XIX столетии: исторический очерк. — СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1903. — 253 с.

6. Менделеев Д.И. Заветные мысли Д. Менделеева. — СПб.: Типолитография М.П. Фроловой, 1903–[1905]. — 428 с.

7. Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист. — Киев, 1889. — 59 с.

8. ЛистФ. Национальная система политической экономии. — М.: Изд-во «Европа», 2005. — 382 с.

9. БожеряновИ.Н. Граф Егор Францевич Канкрин, его жизнь, литературные труды и двадцатилетняя деятельность управления Министерством финансов. — СПб., 1897. — 250 с.

10. Сементковский Р.И., Канкрин Е.Ф. Его жизнь и государственная деятельность: биографический очерк. — СПб., 1893. — 94 c.

11. Баранов А.А. Исторический обзор хлопчатобумажного производства в России в связи с таможенными тарифами. — М., 1913.

12. Гладков И.С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики // Международная экономика. — 2019. — №12. — С. 44–50.

13. Гладков И.С., Пилоян М.Г., Граф Е.Ф. Канкрин: воспоминание о будущем // Международная жизнь. — 2012. — №13. — С. 148–157.

14. Фабрично-заводская промышленность и торговля России. — СПб., 1893.

15. Елистратов А.С. Монетарная политика министра финансов Д.А. Гурьева и ее последствия // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2019. — №12. — С. 69–72.

16. Елистратов А.С. М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов, Е.Ф. Канкрин как представители русской экономической мысли первой половины XIX в. // Журнал исторических исследований. — 2020. — Т. 5, №1. — С. 11–16.

17. Елистратов А.С., Пилоян М.Г. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина и его вклад в экономическое развитие России // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2019. — №12. — С. 73–78.

18. Елистратов А.С., Пилоян М.Г. Последний эффективный менеджер царской России // Журнал исторических исследований. — 2020. — Т. 5, №1. — С. 7–10.

19. Ерешко Е.В. Протекционизм и фритредерство в таможенной политике Российской империи // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2009. — №1. — С. 73–77.

20. Мошкин А.Н. Предприниматели и таможенная политика правительства России в 1850–1870-е годы // Омский научный вестник. — 2007. — №4. — С. 11–14.

21. Сорокин А.Н. Протекционизм и промышленное развитие России в XIX веке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. — 2009. — №4. — С. 82–93.

История России в XIX в. богата на различные события. Достаточно вспомнить сожжение Москвы в 1812 г., победоносное вступление русских войск в Париж спустя 2,5 года, досадное поражение в Крымской войне 1853–1856 гг., отмена крепостного права 1861 г. Не менее интересна экономическая история нашей страны в XIX столетии. Если в начале века Россия представляла собой страну, в которой только зарождалось машинное производство, то в конце столетия это уже государство с динамично развивающейся промышленностью и обширной железнодорожной сетью. Однако промышленное развитие не было прямолинейным, можно отметить маятниковое движение экономической политики от свободы торговли к протекционизму и обратно. При этом одним из ключевых инструментов реализации экономической политики в XIX в. становится таможенный тариф. В этой связи рассмотрим изменение этого тарифа в России в XIX в. как под влиянием идей различных экономических теорий, так и объективных обстоятельств.

В начале XIX в. государственное хозяйство России оказалось в тяжелом состоянии: расходы бюджета были почти в 2 раза выше доходов, ассигнационный долг достиг 577 млн руб., отсутствовал разменный фонд. Главными причинами такого положения являлись беспорядочное управление государственным хозяйством, расточительная политика Екатерины II, неумелое управление финансами при Павле I, постоянные войны времен Александра I [3]. При этом таможенные тарифы были преимущественно бессистемными, которые вводились и изменялись исходя из сиюминутных внешнеполитических целей. Они существенно стесняли экспорт и тормозили национальное производство.

В 1810 г. М.М. Сперанским был выработан твердый финансовый план, главной целью которого было сократить дефицит бюджета. Одновременно был введен первый стройный таможенный тариф, послуживший прототипом всех последующих тарифов. В то же время были существенно изменены условия навигации. Новые правила позволяли английским судам под нейтральным американским флагом беспрепятственно заходить в русские порты. Таким образом, Россия фактически прекратила континентальную блокаду Англии. Эти меры позволили существенно оживить внешнюю торговлю и поднять портовые обороты.

Для Цитирования:
А. С. Елистратов, История таможенного тарифа в XIX веке. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: