По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

История России глазами современной молодежи: результаты исследования

Алексеев Сергей Викторович доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета, главный редактор альманаха «Историческое обозрение», председатель Историко-просветительского общества «Радетель» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5., Е-mail: ipo1972@mail.ru
Плотникова Ольга Анатольевна доктор исторических наук, заместитель председателя Историко-просветительского общества «Радетель» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5., Е-mail: monomach@list.ru

Статья посвящена предварительным результатам опроса студенческой молодежи Москвы по проблеме исторической осведомленности. Опрос проводится в рамках исследовательского проекта «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи».

Литература:

1. Алексеев С.В., Плотникова О.А. История в современной России: наука и мифотворчество // Ученый совет. — 2015. — № 3. — С. 48–54.

2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Ученый совет. — 2015. — № 1–2. — С. 23–36.

История России глазами современной молодежи: результаты исследования1

В2014–2015 годах специалисты Московского гуманитарного университета проводят в ряде московских вузов социологический опрос, призванный определить уровень исторических познаний студенческой молодежи. Среди опрошенных — студенты различных курсов, обучающиеся по специальностям различного, в основном социального и в меньшей степени гуманитарного, профиля.

Обычно исторические познания современной молодежи, зависимые во многом от случайных обстоятельств, от интернет-«картинки», оцениваются весьма низко и даже в трагических тонах. Действительно, подавляющее большинство опрошенных берет свои исторические знания в том числе из Интернета (63,35%), а также из кинофильмов и телесериалов (45,91%). Однако безусловным лидером остается учебник (72,24%), что, как увидим дальше, и предопределило многие результаты опроса.

На вопросы формального характера, призванные выявить «верхний» слой исторической осведомленности, правильно обычно отвечали большинство, около половины или хотя бы относительное большинство опрошенных. Так, 66,9% знакомы с понятием «норманнская теория». К полководцам и флотоводцам XVIII века отнесли в первую очередь А.В. Суворова (46,62%), второе место занял Ф.Ф. Ушаков (26,33%), а третье — М.И. Кутузов (18,51%), что, строго говоря, не является ошибкой. В основном знают молодые люди, что союзниками России в канун Первой мировой войны являлись Великобритания и Франция (49,82%), что план войны Гитлера против СССР носил название «Барбаросса» (65,84%). Гораздо меньше опрошенных правильно связали название «битвы народов» с Лейпцигской (25,62%) и вспомнили о Брусиловском прорыве 1916 года (38,79%), но и эти ответы заняли первые места.

Несколько хуже познания в хронологии, но в целом и они оказались на должном уровне — тестовый опыт определенно пошел здесь «на пользу». Даже на вопросы, в самой формулировке вводившие некий исторический термин и предполагавшие, таким образом, более глубокий уровень знаний, в основном давались правильные ответы. Так, большинство, как оказалось, в курсе, что преемником Лжедмитрия I на царстве был Василий Шуйский или что после Северной войны был заключен Ништадтский мир. Единственное исключение составил вопрос о наиболее видном иконописце Новгородской школы — здесь уверенное первенство завоевал самый известный иконописец Руси Андрей Рублев (43,06%), обойдя Феофана Грека (24,2%).

Для Цитирования:
Алексеев Сергей Викторович, Плотникова Ольга Анатольевна, История России глазами современной молодежи: результаты исследования. Ученый совет. 2015;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: