По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

История развития коммерческого образования в дореволюционной России

М.А. Николаева д-р техн. наук, проф. кафедры международной коммерции, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
С.А. Калугина канд. техн. наук, доцент кафедры торговой политики, ФГБО ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Т.П. Лебедева канд. техн. наук, доцент кафедры коммерции и торгового дела, Московский финансово-промышленного университет «Синергия»

В статье рассмотрены вопросы становления коммерческого образования в дореволюционной России в период с 1771 по 1917 год. Показано, что в дореволюционный период в России сложилось четыре типа коммерческих учебных заведений: торговые классы, торговые школы, курсы коммерческих знаний, коммерческие училища, коммерческие институты. Главной чертой коммерческого образования этого периода была ее гибкость: учебные планы, программы и методы преподавания не были жестко установлены и определялись широкой свободой выбора предметов, способов преподавания и организацией учебного процесса.

Литература:

1. Кечеджи-Шаповалов М.В. Коммерческое образование, его задачи, методы и организация (в России и за границей: статьи, доклады, речи). — СПб.: Книжный склад Товарищества «Улей», 1911.

2. Козловский И. Краткий очерк Русской торговли. — Киев: типография А.О. Штерензона, 1898. — 165 с.

3. Пясецкий Э.А и др. Коммерческое образование в современной экономической жизни России. Записки о коммерческом образования в современной коммерческой жизни России. — Кишинев: «Бессарабская жизнь», 1903. — С. 1–11.

4. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства промышленности и торговли. — СПб.: Типография А.В. Орлова, 1908, 1916.

5. Фишер М.О. Планомерное распространение коммерческого образования в России: доклад. — СПб.: типография В.Д. Смирнова, 1912.

Историю возникновения и развития коммерческого образования в России целесообразно условно подразделить на три этапа: первый включает период до 1917 г., второй — с 1917 г. до 1992 г. и третий — с 1992 г. по настоящее время.

Коммерческое образование в России имеет глубокие исторические корни. Началом возникновения коммерческого образования в России можно считать 1771–1772 гг. Одной из важных первопричин его возникновения, как отмечалось в сочинениях политико-экономического содержания (Юрия Крижанича в «Политичныя думы»), явилось невежество русских купцов, которые зачастую не умели ни читать, ни писать и наша торговля существенно страдала от конкуренции иностранцев [2].

Среди иностранных купцов бытовало мнение, что с русскими трудно торговать: они часто пытаются обмануть, но еще проще обмануть их самих. Еще при Екатерине I была организована Комиссия о коммерции под председательством Остермана, занимавшаяся обсуждением вопросов, в число которых входил вопрос о том «как посылать в чужие края купеческих детей для изучения коммерческих дел и кредита».

Первое учебное заведение появилось в Москве в 1772 г. Тогда же был утвержден план училища. В этом училище предполагалось обучение коммерческим наукам купеческих детей. Оно было учреждено при Воспитательном Доме на средства П.А. Демидова. По мнению русских историков, это было первое коммерческое училище, которое появилось в то время, когда в других странах не существовало ни одной коммерческой школы. В этом коммерческом училище обучалось 100 мальчиков из купеческих семей.

Целью училища являлась подготовка специалистов для торговли и промышленности. В него принимались дети (мальчики) только из россиян не моложе 5–6 лет из числа купеческих детей. В случае наличия свободных мест разрешалось принимать детей других сословий.

Прием осуществлялся через каждые три года по 20 мальчиков. Все воспитанники делились на пять возрастов: I — от 6 до 9 лет, II — 9–12 лет, III — 12–15 лет, IV — 15–18 лет, V — 18–21 года. Специализированные предметы были введены в курс обучения с 1783 г. В состав предметов входили: Закон Божий, словесная российская грамота, грамматика, риторика, французский, немецкий и английский языки, арифметика, коммерческая арифметика, история географии, коммерческая корреспонденция на русском и иностранных языках, бухгалтерия на русском и немецком языках, чистописание, рисование, музыка и танцы.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, С.А. Калугина, Т.П. Лебедева, История развития коммерческого образования в дореволюционной России. Товаровед продовольственных товаров. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: