Историю возникновения и развития коммерческого образования в России целесообразно условно подразделить на три этапа: первый включает период до 1917 г., второй — с 1917 г. до 1992 г. и третий — с 1992 г. по настоящее время.
Коммерческое образование в России имеет глубокие исторические корни. Началом возникновения коммерческого образования в России можно считать 1771–1772 гг. Одной из важных первопричин его возникновения, как отмечалось в сочинениях политико-экономического содержания (Юрия Крижанича в «Политичныя думы»), явилось невежество русских купцов, которые зачастую не умели ни читать, ни писать и наша торговля существенно страдала от конкуренции иностранцев [2].
Среди иностранных купцов бытовало мнение, что с русскими трудно торговать: они часто пытаются обмануть, но еще проще обмануть их самих. Еще при Екатерине I была организована Комиссия о коммерции под председательством Остермана, занимавшаяся обсуждением вопросов, в число которых входил вопрос о том «как посылать в чужие края купеческих детей для изучения коммерческих дел и кредита».
Первое учебное заведение появилось в Москве в 1772 г. Тогда же был утвержден план училища. В этом училище предполагалось обучение коммерческим наукам купеческих детей. Оно было учреждено при Воспитательном Доме на средства П.А. Демидова. По мнению русских историков, это было первое коммерческое училище, которое появилось в то время, когда в других странах не существовало ни одной коммерческой школы. В этом коммерческом училище обучалось 100 мальчиков из купеческих семей.
Целью училища являлась подготовка специалистов для торговли и промышленности. В него принимались дети (мальчики) только из россиян не моложе 5–6 лет из числа купеческих детей. В случае наличия свободных мест разрешалось принимать детей других сословий.
Прием осуществлялся через каждые три года по 20 мальчиков. Все воспитанники делились на пять возрастов: I — от 6 до 9 лет, II — 9–12 лет, III — 12–15 лет, IV — 15–18 лет, V — 18–21 года. Специализированные предметы были введены в курс обучения с 1783 г. В состав предметов входили: Закон Божий, словесная российская грамота, грамматика, риторика, французский, немецкий и английский языки, арифметика, коммерческая арифметика, история географии, коммерческая корреспонденция на русском и иностранных языках, бухгалтерия на русском и немецком языках, чистописание, рисование, музыка и танцы.