Эти поучительные слова выдающегося отечественного историка в полной мере касаются горьких уроков событий, происходивших на тихоокеанском пространстве в течение последних двух столетий. Это и Русско-японская война 1904–1905 гг., и отношения Российской империи и СССР с их восточными соседями — Японией и Китаем, которые складывались далеко не просто. Да и сегодня совершенно безоблачными их, конечно, назвать нельзя, и все происходящее здесь нужно обязательно анализировать с учетом уроков истории.
Как известно, Тихий океан был открыт европейцами в XVI в., а их знакомство со странами региона происходило в течение следующих двух веков. В частности, во второй половине XVI в. на эту зону обратили внимание британцы, которые благодаря началу колонизации Индии с XVIII в. стали лидерами среди крупнейших держав мира в борьбе за влияние на этот регион.
С начала XIX в. на судьбу этого геополитического региона начинают влиять США. Говоря о роли Тихого океана, президент США Теодор Рузвельт заявлял: «Атлантическая эра вскоре исчерпает собственные ресурсы… уже на восходе Тихоокеанская эра, уготовленная судьбой стать самой великой» [1]. «Средиземное море — это море прошлого, Атлантика — море настоящего. Тихий океан — море будущего», — эти пророческие слова, как утверждают, принадлежат Джеймсу Хейсу, государственному секретарю США в 1908–1912 гг. [2]. А уже в XXI в. один из самых популярных ученых Японии Сабуро Окита писал: «В мире формируется понимание того, что XXI век будет азиатско-тихоокеанским веком» [3].
Первые упоминания о связях Москвы с Востоком можно найти в книге тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», которое он совершил в 1466–1472 гг. [4]. Со второй половины XVI в. в Москве начинают получать информацию о государствах Востока из зарубежных источников. Это связано, прежде всего, со стремлением торговцев — первоначально из Британии, а затем из других европейских стран — найти путь в богатые страны Востока. Правители русского государства всерьез заинтересовались им именно с подачи англичан, которые в это время начинают активно искать северо-восточный путь на Восток через северные моря или по суше через Россию и Среднюю Азию как альтернативу юго-восточному пути.