По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-10-2107-10

История одной судьбы. Жизнеописание Флоренс Найтингейл

Наталья Николаевна Сахно заместитель главного врача по оказанию трансфузиологической помощи, ГУ «Луганская республиканская станция переливания крови», г. Луганск, E-mail: lspk1973@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2914-3836

На маленьком сельском кладбище неподалеку от Лондона есть скромная могила, на которой начертаны лишь годы жизни усопшей, 1820–1910, и указано имя — Флоренс Найтингейл. Получив всемирное признание еще при земном существовании, эта героическая женщина просила не устраивать помпезных похорон и не делать культа из места ее погребения. Явившись пионером в деле организации службы сестер милосердия, эта аристократка по происхождению шла по жизни гордо и с достоинством, полностью посвятив себя нелегкому делу оказания медицинской помощи всем нуждающимся в ней.

Литература:

1. Макаренко С. Леди со светильником, или Противоречивый ангел. — Семипалатинск, 2004. — 192 с.

2. Материалы «Википедии». Флоренс Найтингейл.

3. Мышкина Л. В., Шкатова Е. Ю. Структурно-управленческая модель обучения пациентов «Менеджер сестринского дела — медсестра — пациент» // Вятский медицинский вестник. — 2010. — № 3.

1. Makarenko S. Ledi so svetilnikom, ili protivorechivyi angel [The lady with the lamp, or the conflicting angel] // Semipalatinsk, — 2004. — 192 p. (In Russ.)

2. Materialy Vikipedii. Florens Naitingeil [Materials of Wikipedia. Florence Nightingale]. (In Russ.)

3. Myshkina L. V., Shkatova E. Iu. Strukturno-upravlencheskaia model obucheniia patsientov «Menedzher sestrinskogo dela — medsestra — patsient» [Structural and managerial model of patient education «Nursing manager — nurse — patient»] // Viatskii meditsinskii vestnik [Vyatka Medical Bulletin]. — 2010. — No. 3. (In Russ.)

Флоренс Найтингейл

Родилась Флоренс Найтингейл в 1820 году во Флоренции, во время путешествия родителей, которые были яркими представителями одной из английских аристократических семей, по странам Европы. Всего в их семье было пятеро детей, и, надо отдать должное родителям, все отпрыски получили блестящее образование. Флоренс трудно было назвать красавицей — высокая, худощавая, имевшая достаточно резкие черты лица, она вряд ли могла считаться даже миловидной. Впрочем, принадлежность к известной фамилии, сулившая ей немалое приданое, могла позволить ей не беспокоиться по поводу дальнейшей жизни — по крайней мере удачное замужество ей было обеспечено. Но девушку не привлекали ни будущая партия, ни вечеринки с чаепитием и игрой на фортепиано, ни даже устраиваемые в высшем обществе роскошные балы… Будущую сестру милосердия интересовали книги, в первую очередь медицинские, научные трактаты и толстые фолианты. Неожиданно для самой себя Флоренс нашла единомышленника и приятного собеседника буквально в кругу своей семьи — им стал семейный врач Найтингейлов Артур-Арчибальд Сноуфилд. Пытливая и не по годам умная девушка ежедневно выпытывала у старшего товарища все, что он мог рассказать о больных и болезнях, симптомах и лекарствах, профилактике и лечении. Но в то время профессия врача считалась исконно мужской, и Флоренс оставалось только мечтать о том, что она когда-нибудь сможет взять в руки скальпель или поставить сложный, но единственно верный диагноз [2].

Но девушка не сдавалась. Посетив однажды приют для больных малоимущих, Флоренс пришла в ужас. Несчастные пациенты лежали на грязных тюфяках, немытые и голодные, по ним ползали вши. И если врачи хоть иногда обращали на этот сброд свое внимание, то ни о каком хотя бы маломальски организованном сестринском уходе речи не шло. В те времена профессии медицинской сестры практически не существовало, их функции выполняли сиделки, в которые шли исключительно бродяжки и «падшие» женщины, этот род занятий считался абсолютно непрестижным. Очень часто бывало так, что «сиделка» лежала рядом с постелью больного, будучи мертвецки пьяной.

Однако у Флоренс оказался другой взгляд на такое положение дел. Вернувшись домой, она объявила родителям, что идет работать в приют, чтобы ухаживать за больными. Семья была настолько шокирована, что родители несколько дней не разговаривали со своенравной дочерью. Но Флоренс была непреклонна — в течение четырех недель она ухаживала за малоимущими пациентами, кормила их, проветривала помещения, меняла повязки. Конечно же, этого времени было недостаточно, чтобы привести к каким-либо заметным сдвигам в медицине Лондона, однако именно они стали определяющими в ее дальнейшей судьбе. Флоренс четко решила для себя, чему она хочет посвятить свою жизнь — уходу за больными и страждущими, а также облегчению их участи.

И настойчивая девица трудилась не покладая рук. Не всегда ее старания находили отклик среди окружающих — многие считали ее чудачкой, а родителей откровенно жалели: надо же, как не повезло им с дочерью. Родители тоже были не в восторге от занятий строптивой и своенравной Флоренс, и в конце концов они выгнали ее из дома и лишили наследства. Но девушка не падала духом — она отправилась в Париж, где поселилась в общине католических сестер и приступила к работе в местном госпитале. Именно здесь медицинские реформы, предлагаемые Флоренс в отношении ухода за больными и ранеными, получили право на жизнь. И буквально через пару месяцев был виден результат — в палатах, курируемых Флоренс Найтингейл, смертность среди больных упала в 2 раза. Слава о необычной попечительнице больных быстро достигла Лондона, и оттуда незамедлительно последовало приглашение — сестре милосердия предложили возглавить столичное лечебное заведение для обедневших дворянок, которое находилось под патронатом самой королевы [1].

Однако максимально свой талант и неимоверное усердие эта отважная женщина смогла проявить именно в годы Крымской войны, куда в 1854 году оказалась втянута Англия. В октябре Флоренс получила отчаянное письмо от военного министра, в котором он сообщал о плачевном состоянии английских госпиталей, расположенных на территории Турции. Как сообщал обычно сдержанный министр, небоевые потери в этих госпиталях в несколько раз превышали потери на фронте, лишенные ухода раненые погибали от горячки и нагноения ран. И Флоренс тут же принялась за работу, объявив о поиске сестер милосердия, которые смогли бы отправиться для оказания помощи английским солдатам. Откликнулось всего 38 человек, из которых 14 оказались ее бывшими товарками из католической общины.

Вместе со своими коллегами она не только ухаживала за ранеными, писала письма родным, читала книги и всячески подбадривала, но и сформировала целую систему сестринского ухода, в основе которой лежал принцип сортировки раненых по отделениям. Флоренс Найтингейл ратовала за увеличение количества палат и снижение числа больных в них, способствовала становлению санитарно-эпидемического режима. За время ее работы с 1853-го по 1856 год смертность солдат в военно-полевых госпиталях снизилась в несколько раз, с 44 до 5 %. Перед отъездом на родину Флоренс Найтингейл поставила белый мраморный крест всем медицинским работникам, которые погибли во время Крымской войны.

Медаль имени Флоренс Найтингейл

В 1912 году Лигой Международного красного креста и красного полумесяца была учреждена медаль имени Флоренс Найтингейл, которая до сих пор является самой почетной и высшей наградой для сестер милосердия во всем мире. Присуждается она очень редко, и получить ее очень непросто. На настоящий момент количество награжденных ею не превышает во всем мире нескольких тысяч. Но каждая из этих женщин достойна того, чтобы по праву считаться одной из самых лучших и достойных в своей профессии [3].

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов при написании статьи.

CONFLICT OF INTEREST

The author declare no conflict of interest involved in preparation of the article.

Язык статьи:
Действия с выбранными: