Статья поступила 22.08.2024.
Как ни странно, и сегодня даже от специалистов, занимающихся финноугроведением, можно услышать мнение, что водь практически никто не изучал, исследования этничности вожан так и не сложились в единую науку. В настоящей работе я постараюсь опровергнуть это расхожее мнение. Актуальность предпринятого исследования тем самым связана с современным состоянием российской вотологической мысли — только подробное и систематизированное освещение истории научных исследований этнической культуры вожан позволит современным специалистам подходить к решению проблем сохранения этнокультурной идентичности водского народа подготовленными. Другими словами, хочется верить, что содержание рассматриваемого труда будет полезно для современных энтузиастов сохранения и возрождения водского языка и культуры в качестве обзорного пособия, к которому можно обращаться в случае необходимости найти источники, содержащие сведения о тех или иных элементах водской этничности на ранних этапах изучения водского народа.
Первым этнографическим исследованием народов Российской империи принято считать труд Иоганна Готлиба (Ивана Ивановича) Георги, российского академика немецкого происхождения, опубликованный в 1776–1780 гг. под названием “Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebräuche, Wohnungen, Kleidung und übrigen Merkwürdigkeiten” («Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей»). Впоследствии работа была переведена «книгопродавцом» Иваном Глазуновым на русский язык [4]. Первая часть «Описания...» как раз посвящена «народам финского племени, известным по истории российской под общим именем Руссов». В ней напрямую народ водь не упоминается, однако представлен этнографический очерк культуры финнов на шести страницах и культуры «ижерцев» (первоначальное название ижор) на двух страницах. Данное упущение неудивительно, среди вожан (возможно, в данном контексте правильнее сказать «носителей водского языка») существует давняя традиция [30, с. 63–64] именовать себя на русском и родном языках ижорами, финнами, эстонцами, ингерманландцами, русскими, в некоторых ареалах проживания народа сохранившаяся и до наших дней [11, с. 143]. Иоганн Готлиб Георги, по всей видимости, записал вожан в состав финнов. Об этом свидетельствует приложенная им к очерку о финнах иллюстрация «Чухонки в уборном платье со спины» [4, с. 59], на которой на самом деле изображен традиционный женский праздничный костюм, распространенный у вожан [7, с. 48]. Так или иначе, но приведенная иллюстрация имеет огромное значение для изучения культуры вожан, поскольку является первым источником информации о водском женском костюме.