По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Ванюшкина Любовь Максимовна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: lm31551@ya.ru
Дракина Ирина Константиновна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru
Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru
Дмитриева Лариса Валерьевна ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, E-mail: mail@herzen.spb.ru
Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: ladybug90@yandex.ru

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Статья поступила 22.11.2016 г.

Хронологической точкой отсчета для средневекового европейского искусства является падение Западной Римской империи на фоне «великого переселения народов». Появлявшиеся в Западной Европе государственные образования были тогда неустойчивыми и недолговечными.

В западноевропейском искусстве принято выделять: 476 г.— X в. — дороманский период; XI–XII вв. — романский период.

В дороманский период европейская художественная культура начинает развиваться во многом наперекор законам античной эстетики: искусство перестает подражать природе, в живописи господствуют произвольные пропорции фигур, плоскостность изображений, локальные цвета. «Варварские» народы привносят любовь к орнаменту и ярким цветам.

Дороманское искусство не отличается однородностью: художественные традиции Италии, Испании, Франции учитывают античное наследие, в то время как искусство Скандинавии и Британских островов опирается на местную художественную специфику («звериный стиль», «варварская полихромия»).

Церковь — главный заказчик и хранитель произведений искусства в дороманский период; ключевые, дошедшие до нашего времени памятники, — рукописные книги и предметы декоративно-прикладного искусства.

Романский стиль появляется как первый «большой стиль» в средневековой Европе, демонстрирующий единство католической церкви перед лицом церкви восточно-христианской (византийской). Романский храм формируется как модель мира и основа синтеза искусств. При этом на фоне стилистического единства наблюдается исключительное разнообразие региональных вариаций романского стиля.

Романское, а впоследствии и готическое искусство, уникально еще и тем, что превращается в исследовательскую площадку для формирования теоретических и методологических особенностей искусствоведения и истории культуры как наук на рубеже XIX–XX вв.

Ключевые вопросы, которые решало дороманское и романское искусство: как должны соотноситься раннехристианские, античные и «варварские» художественные традиции в общем процессе формирования нового языка искусства, соответствующего теоцентрической картине мира Средневековья? Возможно ли преодолеть противоборство духа и тела, достичь мистического единения с Богом? (аналогичный вопрос решался в византийском искусстве, однако ответ в каждом случае вырабатывался разный).

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна, Дракина Ирина Константиновна, Тихомиров Сергей Александрович, Дмитриева Лариса Валерьевна, Куракина Ирина Игоревна, История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: