Статья поступила 22.11.2016 г.
Хронологической точкой отсчета для средневекового европейского искусства является падение Западной Римской империи на фоне «великого переселения народов». Появлявшиеся в Западной Европе государственные образования были тогда неустойчивыми и недолговечными.
В западноевропейском искусстве принято выделять: 476 г.— X в. — дороманский период; XI–XII вв. — романский период.
В дороманский период европейская художественная культура начинает развиваться во многом наперекор законам античной эстетики: искусство перестает подражать природе, в живописи господствуют произвольные пропорции фигур, плоскостность изображений, локальные цвета. «Варварские» народы привносят любовь к орнаменту и ярким цветам.
Дороманское искусство не отличается однородностью: художественные традиции Италии, Испании, Франции учитывают античное наследие, в то время как искусство Скандинавии и Британских островов опирается на местную художественную специфику («звериный стиль», «варварская полихромия»).
Церковь — главный заказчик и хранитель произведений искусства в дороманский период; ключевые, дошедшие до нашего времени памятники, — рукописные книги и предметы декоративно-прикладного искусства.
Романский стиль появляется как первый «большой стиль» в средневековой Европе, демонстрирующий единство католической церкви перед лицом церкви восточно-христианской (византийской). Романский храм формируется как модель мира и основа синтеза искусств. При этом на фоне стилистического единства наблюдается исключительное разнообразие региональных вариаций романского стиля.
Романское, а впоследствии и готическое искусство, уникально еще и тем, что превращается в исследовательскую площадку для формирования теоретических и методологических особенностей искусствоведения и истории культуры как наук на рубеже XIX–XX вв.
Ключевые вопросы, которые решало дороманское и романское искусство: как должны соотноситься раннехристианские, античные и «варварские» художественные традиции в общем процессе формирования нового языка искусства, соответствующего теоцентрической картине мира Средневековья? Возможно ли преодолеть противоборство духа и тела, достичь мистического единения с Богом? (аналогичный вопрос решался в византийском искусстве, однако ответ в каждом случае вырабатывался разный).