По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Ванюшкина Любовь Максимовна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: lm31551@ya.ru
Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru
Дракина Ирина Константиновна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: vshnidpo.drakina@ yandex.ru
Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Статья поступила 22.11.2016 г

Древнегреческая культура — колыбель европейской цивилизации, а искусство эллинов находит свое дальнейшее развитие и переосмысление во всех последующих эпохах. В древнегреческом искусстве выделяют следующие периоды: «гомеровский», или геометрика — XI–VIII вв. до н. э.; архаика — VIII–VI вв. до н .э.; классика — V–IV вв. до н. э.; эллинизм — конец IV– I вв. до н.э.

Искусство Древней Греции отличается высокой степенью рациональности и инновационности: впервые в художественное творчество вводится принцип состязательности; смело перерабатываются и создаются новые каноны как образцы для подражания; осмысляется сущность искусства, его природа, функции; появляются первые философско-эстетические категории.

Древние греки еще не выделяли искусство как специфический вид человеческой деятельности, отождествляли его с ремеслом (наряду с медициной, агрикультурой и т. д.), но мы знаем множество имен архитекторов, живописцев, вазописцев, скульпторов, драматургов, поэтов, что свидетельствует о возрастании роли личностно-креативного начала в деятельности художников. Это делает греческое искусство принципиально отличным от искусства цивилизаций Древнего Востока, которое в большей степени характеризуется «безавторством» и «анонимностью».

Древнегреческое искусство открывает человека как прекрасное и совершенное существо, «меру всех вещей». Искусство эллинов, проживавших в компактных по размерам полисах, куда более «человечно», чем сверхчеловеческое искусство монументальных деспотий Древнего Востока.

Ключевые проблемы, решавшиеся в древнегреческом искусстве, таковы: как соотносится микрокосм (человек) и макрокосм (природа, Вселенная)? Возможна ли между ними гармония и соразмерность? Может ли человек избежать судьбы, предначертанной ему доли, участи? Способно ли искусство оградить индивида от иррациональности жизни, защитить от ужаса вглядывания в бездну бытия? Как соотносятся личные устремления человека, его желание счастья, личной славы, чести и т. д. с общественной моралью и волей богов?

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна, Куракина Ирина Игоревна, Дракина Ирина Константиновна, Тихомиров Сергей Александрович, История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: