Статья поступила 22.11.2016 г
Древнегреческая культура — колыбель европейской цивилизации, а искусство эллинов находит свое дальнейшее развитие и переосмысление во всех последующих эпохах. В древнегреческом искусстве выделяют следующие периоды: «гомеровский», или геометрика — XI–VIII вв. до н. э.; архаика — VIII–VI вв. до н .э.; классика — V–IV вв. до н. э.; эллинизм — конец IV– I вв. до н.э.
Искусство Древней Греции отличается высокой степенью рациональности и инновационности: впервые в художественное творчество вводится принцип состязательности; смело перерабатываются и создаются новые каноны как образцы для подражания; осмысляется сущность искусства, его природа, функции; появляются первые философско-эстетические категории.
Древние греки еще не выделяли искусство как специфический вид человеческой деятельности, отождествляли его с ремеслом (наряду с медициной, агрикультурой и т. д.), но мы знаем множество имен архитекторов, живописцев, вазописцев, скульпторов, драматургов, поэтов, что свидетельствует о возрастании роли личностно-креативного начала в деятельности художников. Это делает греческое искусство принципиально отличным от искусства цивилизаций Древнего Востока, которое в большей степени характеризуется «безавторством» и «анонимностью».
Древнегреческое искусство открывает человека как прекрасное и совершенное существо, «меру всех вещей». Искусство эллинов, проживавших в компактных по размерам полисах, куда более «человечно», чем сверхчеловеческое искусство монументальных деспотий Древнего Востока.
Ключевые проблемы, решавшиеся в древнегреческом искусстве, таковы: как соотносится микрокосм (человек) и макрокосм (природа, Вселенная)? Возможна ли между ними гармония и соразмерность? Может ли человек избежать судьбы, предначертанной ему доли, участи? Способно ли искусство оградить индивида от иррациональности жизни, защитить от ужаса вглядывания в бездну бытия? Как соотносятся личные устремления человека, его желание счастья, личной славы, чести и т. д. с общественной моралью и волей богов?