По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*

Ванюшкина Любовь Максимовна. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера, e-mail: lm31551@ya.ru
Дракина Ирина Константиновна. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: vshnidpo.drakina@ yandex.ru
Куракина Ирина Игоревна. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru
Тихомиров Сергей Александрович. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Статья поступила 22.11.2016 г.

Первобытность — древнейший этап истории человечества, «детство» культуры. Первобытная эпоха охватывает несколько периодов: палеолит — 3 млн — 10–12 тыс. л. н.; мезолит — 10–8 тыс. л. н.; неолит — 7–4 тыс. л. н.

Развитие человеческой культуры начинается одновременно с процессом формирования человека. Первобытное искусство возникло в самые древние времена, формировалось постепенно, развиваясь из «не-искусства». Художественные элементы первобытной культуры вырастали из нехудожественных элементов и долгое время не отделялись от них.

Искусство видоизменялось с создающим его человеком, отражало потребности жизни и мировоззрения людей и обладало обрядово-магической, практически-познавательной, знаково-коммуникативной функциями.

Знакомство с первобытным искусством произошло довольно поздно, в середине XIX в. и было связано с серией археологических открытий, в ходе которых были обнаружены уникальные очаги материальной культуры: стоянки древних людей, разнообразные каменные и костяные орудия. И самое важное — художественные произведения: изображения (силуэты зверей, узоры), скульптурки людей и животных, загадочные знаки на костяных пластинах и камне. Наконец, в 1875 г. испанским исследователем М. Саутуолой была открыта живопись первобытных людей. Уникальные росписи потрясли современников, но вызвали огромное количество споров, суть которых сводилась к невозможности создания столь совершенных творений первобытными людьми.

Наиболее острые вопросы, обсуждаемые в ходе научных дискуссий: что побуждало древних людей тратить время и силы на создание этих произведений;

какие проблемы в жизни первобытных людей помогало решать искусство; какую роль играло искусство в становлении «Человека разумного»?

Ответить на них предстоит вам в процессе изучения художественной культуры первобытности.

Перед вами изображение Большого Шигирского идола (илл. 1, илл. 2) — древнейшей в мире сохранившейся деревянной скульптуры (возраст оценивается в 11 тыс. лет, выполнена из лиственницы в эпоху мезолита). Скульптура найдена в 1890 г. в Шигирском торфянике на восточном склоне Среднего Урала.

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна., Дракина Ирина Константиновна., Куракина Ирина Игоревна., Тихомиров Сергей Александрович., История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*. Вопросы культурологии. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: