Статья поступила 22.11.2016 г
Художественное творчество — одна из важнейших форм специфической человеческой деятельности, в которой в неразрывном синтезе существуют духовное (содержание) и материальное (форма). Совокупным способом и итогом художественной деятельности является художественная культура, включающая искусство во всем многообразии его видов, а также процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, экспонирование, обучение, взаимодействие с публикой и т. д.), в том числе социальные институты (музеи, художественные галереи, профильные училища и вузы и др.), регулирующие данные процессы.
Исследователи нередко называют искусство «самосознанием культуры», поскольку оно дает целостную картину мира конкретной эпохи, срез ценностей, смыслов, чаяний, надежд и устремлений людей, живших в определенный исторический отрезок времени.
Искусство зародилось в глубинах первобытности (о данной эпохе мы многое знаем именно благодаря сохранившимся памятникам искусства), однако долгое время искусство существовало только в контексте религиозно-магической и утилитарной деятельности. По мере обретения искусством самостоятельности, шел постепенный распад синкретического единства видов искусства, выделялись его отдельные виды, роды и жанры. Сложное внутреннее строение (морфология) искусства на современном этапе компенсируется стремлением к восстановлению единства, появлению сложных синтетических форм, как, например, компьютерная игра, объединяющая живопись (пусть и цифровую), музыку, видеофрагменты.
Несмотря на, казалось бы, простоту обыденного понимания того, что подразумевается под искусством, до сих пор нет однозначных ответов на ключевые вопросы, связанные с художественной деятельностью. Например: почему при жизни художника его работы зачастую не востребованы или продаются за бесценок, а впоследствии объявляются шедеврами мирового значения? Почему при относительно политическом и экономическом благополучии искусство нередко прозябает, в то время как в кризисные годы и периоды нестабильности наблюдается расцвет искусства?