По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Ванюшкина Любовь Максимовна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: lm31551@ya.ru
Дмитриева Лариса Валерьевна ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», Россия, 191186, СанктПетербург, наб. реки Мойки, 48. E-mail: mail@herzen.spb.ru
Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru
Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, СанктПетербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: ladybug90@yandex.ru

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Статья поступила 22.11.2016 г.

Особенности средневекового искусства Руси второй половины XV–XVII вв. определяются становлением единой культуры централизованного московского государства. Поствизантийский период в истории Руси связан с тем, что «царствующий град Москва» становится столицей единственного политически самостоятельного православного государства в мире.

Иноком Филофеем выдвигается концепция Москвы как Третьего Рима: новый центр всего православного мира должна был продемонстрировать законность своего «вселенского» статуса, подчеркнув происхождение новой империи от прежних мировых столиц. Москва подчиняет Тверь, Новгород, Псков, а также Казанское, Астраханское, Сибирское ханства («осколки» Золотой Орды) как в политическом, так и художественном отношении. Активно разрабатываются царские регалии, подчеркивающие статус правителя и священность его правления — трон, шапка, бармы-оплечья, скипетр, держава — в которых, наряду с влиянием западных художественных традиций, часто проявляются художественные вкусы Востока.

Несмотря на относительную «закрытость» культуры Московской Руси (например, известно, что цари выбирали жен для себя и наследников только из русской знати), для воплощения важнейших государственных идей средствами искусства активно приглашались западные специалисты, в первую очередь, итальянцы. Московский кремль в XV–XVI вв. при участии итальянских зодчих, привнесших на русскую почву идеи ренессансной архитектуры, превращается в площадку для инноваций, а возводившиеся в Москве и Подмосковье постройки поражали новыми масштабами и новым качеством. Здания возводятся по законам художественной математики, активно используются новые технологии (крестовые своды), появляется выраженный интерес к центрическим, в том числе ротондальным сооружениям.

Межкультурный контакт между средневековой Русью и ренессансными зодчими привел к «типологическому взрыву» в архитектуре: на протяжении XVI в. возводятся разнообразные храмы: большие пятиглавые, шатровые, столпообразные, храмы-колокольни, бесстолпные. Московский кремль надолго становится эталоном для кремлей и иных фортификационных сооружений (Китайгородская стена, кремль в Коломне и т. д.).

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна, Дмитриева Лариса Валерьевна, Тихомиров Сергей Александрович, Куракина Ирина Игоревна, История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: