Особенности средневекового искусства Руси второй половины XV–XVII вв. определяются становлением единой культуры централизованного московского государства. Поствизантийский период в истории Руси связан с тем, что «царствующий град Москва» становится столицей единственного политически самостоятельного православного государства в мире.
Иноком Филофеем выдвигается концепция Москвы как Третьего Рима: новый центр всего православного мира должна был продемонстрировать законность своего «вселенского» статуса, подчеркнув происхождение новой империи от прежних мировых столиц. Москва подчиняет Тверь, Новгород, Псков, а также Казанское, Астраханское, Сибирское ханства («осколки» Золотой Орды) как в политическом, так и художественном отношении. Активно разрабатываются царские регалии, подчеркивающие статус правителя и священность его правления — трон, шапка, бармы-оплечья, скипетр, держава — в которых, наряду с влиянием западных художественных традиций, часто проявляются художественные вкусы Востока.
Несмотря на относительную «закрытость» культуры Московской Руси (например, известно, что цари выбирали жен для себя и наследников только из русской знати), для воплощения важнейших государственных идей средствами искусства активно приглашались западные специалисты, в первую очередь, итальянцы. Московский кремль в XV–XVI вв. при участии итальянских зодчих, привнесших на русскую почву идеи ренессансной архитектуры, превращается в площадку для инноваций, а возводившиеся в Москве и Подмосковье постройки поражали новыми масштабами и новым качеством. Здания возводятся по законам художественной математики, активно используются новые технологии (крестовые своды), появляется выраженный интерес к центрическим, в том числе ротондальным сооружениям.
Межкультурный контакт между средневековой Русью и ренессансными зодчими привел к «типологическому взрыву» в архитектуре: на протяжении XVI в. возводятся разнообразные храмы: большие пятиглавые, шатровые, столпообразные, храмы-колокольни, бесстолпные. Московский кремль надолго становится эталоном для кремлей и иных фортификационных сооружений (Китайгородская стена, кремль в Коломне и т. д.).